Роль России на мировом рынке нефти: политико-правовой аспект
Введение
Актуальность темы исследования. Ни для кого не секрет, что Российская Федерация обладает одним из самых крупных во всем мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На сегодняшний день топливно-энергетический комплекс (ТЭК) можно смело назвать одним из важнейших для экономики нашего государства. Бесспорно, нефть самый обсуждаемый ресурс в мировой общественности, так как на основе его переработки человечество получает не только энергию в её чистом виде, но и топливо, медицинские и фармацевтические препараты, химические реактивы и так далее.
Более половины российской нефтедобычи сосредоточено в районе Урала и Западной Сибири. Стоит отметить, что отличительной чертой месторождений, сосредоточенных в этом районе, является достаточно быстрая выработка и поэтому нам необходимо развивать какие-либо альтернативные районы добычи. В перспективе такими приоритетными регионами являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большое значение имеет развитие таких центров добычи углеводородного сырья, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты развития мирового рынка нефти 6
1.1. Становление и развитие мирового рынка нефти: ретроспективный анализ 6
1.2. Структура и участники мирового рынка нефти на современном этапе 12
1.3. Правовые основы функционирования мирового рынка нефти: международный и национальный уровни 14
Глава 2. Проблемы участия России на мировом рынке нефти и возможные пути их решения 24
2.1. Политико-правовой статус России на мировом рынке нефти 24
2.2. Влияние антироссийских санкций и иных факторов на роль России на мировом рынке нефти 28
2.3. Перспективы усиления роли России на мировом рынке нефти: объективное состояние и предложения по оптимизации отношений с мировыми лидерами на рынке нефти 41
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 50
Список использованных источников и литературы
Официальные документы и другие источники
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций / Резолюция ГА ООН, 55/2, 18 сентября 2000 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/55/2 (дата обращения: 28.03.2019).
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 19.03.2019).
3. Об утверждении правил учета нефти [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 16.05.2014 №451, ред. от 30.11.2016. – Режим доступа – СПС КонсультантПлюс. – (Дата обращения: 14.04.2019).
Монографии
4. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. - М.: ЮНИТИ, 2015. – С. 63.
5. Ергин Д. В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики. – М.: Альпина Диджитал, 2011. – С. 6-62.
6. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. - М.: ЮНИТИ, 2015. – С. 72.
7. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / Фрэнк Хейнеман Найт. – М.: Дело, 2003. – С. 27.
8. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2016. – 608 с.
9. Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития – М.: Институт экономики РАН. г. Москва, 2017. – С. 207.
Многое зависеть будет от того, удастся ли найти контрмеханизм в рамках того, чтобы те же европейские компании или азиатские могли бы участвовать в финансировании и технологической поддержке этих проектов. Если нет, то это будет достаточно негативно.
Исторически в практике зарубежных стран последствия введения экономических санкций были достаточно непредсказуемыми и разнообразными, а предусмотреть силу эффектов от введения санкций заранее представлялось весьма проблематичным. Например, в 1951 г. Генеральная Ассамблея ООН ввела полное эмбарго на внешнюю торговлю с Китаем (что было обусловлено участием в военных действиях в Корее), и это привело к тому, что Гонконг был вынужден срочно искать новые зарубежные рынки сбыта своей продукции, которыми стали государства Юго-Восточной Азии. Это, в свою очередь, привело к развитию местных производств и экономическому росту в Гонконге.
Экономические санкции направляются в основном против одного государства, однако их введение, в силу того, что экономики государств взаимосвязаны и взаимозависимы, может косвенно касаться и третьих стран. Например, ограничения на импорт в страну, в отношении которой введены санкции, может затрагивать интересы компаний, участвующих в производстве импортной продукции.