Сказка-несказка про любопытную синичку Зиньку, которая учит наблюдать за жизнью лесных обитателей, подмечать сезонные изменения в живой и неживой природе, а еще дружбе и взаимовыручке («Синичкин календарь» В.В.Бианки)
Прежде чем раскрыть тему своего доклада, я хочу дать определение объекту нашего исследования -научно-познавательной литературе. Научно-познавательная литература -«особый род литературы, обращенной преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает в себе «обще-интересность» с научной достоверностью, образность повествования с точностью фактов. В настоящее время остро встал вопрос о роли научно-познавательной книги в системе образования младших школьников. Актуальность данного вопроса можно объяснить тем, что современная школа направлена на всестороннее развитие учащихся, на формирование у них самостоятельного, исследовательского и критического мышления. К большому сожалению, научно-познавательные книги редко вносятся в список рекомендуемой для прочтения литературы. Однако развитие современного читателя-школьника невозможно без его обращения к научно-познавательной литературе, так как ее чтение расширяет кругозор ученика по различным областям научного и общественного знания. Научно-познавательная книга – это та книга, которая привлекает внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего нас мира. Говоря о цели научно-познавательной книги в воспитании и обучении младших школьников, я придерживаюсь цели, которую сформулировала профессор Н.М. Дружинина: «Воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки».
Содержание не найдено
Источники:
- Бианки Е. Он писал про лес // Детская литература. - Ленинград, 1984. - С.55-67
- . Зурабова К. Сказки, "перевод" с лесного: Виталий Валентинович Бианки // Дошкольное воспитание.-2002 .-№3.- С.68-71.
- Иноземцев И.В. Научно-познавательная литература// Советская детская литература. - Москва, 1978. - С.35-60 Сивоконь С.И. Нечудесного в мире нет // 4.Сивоконь С.И. Уроки детских классиков//Просвещение. - Москва, 1989.
- О. Н. Тишурина "Писатели в начальной школе". Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. ДРОФА ,2007.
- Скрипова Ю. Ю. Общая характеристика научно-познавательной литературы для младших школьников // Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативности начального общего образования: сборник статей по материалам III Межд. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 2–3 марта 2010 г.) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – Ч. I. – С. 94–99.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977.
В каждом произведении писателя чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям. Его произведения учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее.
Сказки для дошкольного и младшего школьного возраста, написанные автором: "Оранжевое Горлышко"; "Приключения Муравьишки"; "Лесные домишки"; "Красная горка"; "Паучок-пилот"; "Чей нос лучше?"; "Чьи это ноги?"; "Кто чем поет?"; "Хвосты"; "Мышонок Пик"; "Синичкин календарь ".
Произведение, на которое я хочу обратить ваше внимание – «Синичкин календарь», написанное автором в 1928 году. Произведение, написанно в жанре научно-познавательного рассказа и сказки. Главная героиня произведения-синичка по имени Зинька. Молодая и любознательная птичка, которая подобно маленькому ребенку, начинает познавать окружающий ее мир, следить за изменениями в природе.