Жанровая система античной литературы
1. Введение
1.1. Общие сведения об античной литературе
Античная литература (от лат. Antiquus – древний) – литература, сформировавшаяся в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах) приблизительно в 8-ом веке до н.э. в Древней Греции; в 3-ем веке до н.э. начался римский период. И так, античная литература состояла из двух национальных направлений: древнегреческой и древнеримской. Древнегреческая литература была абсолютно оригинальной, имея в своей основе лишь фольклор греческого народа, в то время как древнеримская литература была сформирована после древнегреческой под её влиянием только спустя несколько веков.
1.2. Цели и задачи доклада
Цель данной работы – раскрыть своеобразие литературных родов: лирики, эпоса, драмы и их жанров в античной литературе, рассмотреть мировоззренческие принципы, которые лежали в основе систематизации жанров, путём изучения работы Аристотеля «Поэтика» и других литературных памятников античного периода.
Задачи:
-Рассмотреть актуальность античной системы жанров для последующей европейской литературы;
-Сформулировать характерные особенности античной литературы;
-Раскрыть влияние данных особенностей на становление родов и жанров;
-Охарактеризовать систему жанров античной литературы.
2. Особенности античной литературы
Чтобы понимать принципы существования жанровой системы античной литературы, необходимо знать её особенности. Разберём их по пунктам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
1.1. Общие сведения об античной литературе
1.2. Цели и задачи доклада
2. Особенности античной литературы
3. Роды литературы
3.1. Проблема изучения литературных родов. Актуальность классификации
3.2. Эпос. Эпические жанры
3.3. Лирика. Лирические жанры
3.4. Драма как литературный род. Её жанры
4. Низкие и высокие жанры
5. Заключение
6. Список использованных источников
Список использованных источников
1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
2. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7.1. СПб., 1972.
3. Бехер И. Философия сонета // Бехер И. Любовь моя, поэзия. М., 1965.
4. Гёте И.В. Об искусстве. М.,1975.
5. Каллин Эфесский. Верьте, завидная доля и слава…
6. Кожинов В.В. Виды искусства. М., 1963.
7. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
8. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
9. Обзор этих концепций см., напр.: Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999. –С. 328–336.)
10. Взаимосвязь и взаимодействие жанров в развитии античной литературы. – М., 1989. – С.12.
Трагедия произошла от ритуальных действ в честь Диониса. Их участники надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса – сатиров (связь с сатирой – художественным приёмом, характерным драме в том числе, очевидна). Песни, восхваляющие Диониса, называли в Греции дифирамбами. Дифирамб, как утверждал Аристотель, – основа античной трагедии, ранние памятники которой сохранили все главные составляющие мифа о Дионисе: его страдания, смерть, воскресение, борьбу и победу. Позже поэты стали черпать вдохновение для своих трагедий и из других сказаний, что, собственно, не нарушает последовательную мифологичность в становлении всех жанров античной литературы. Однако Аристотель отмечал, что, несмотря на своё происхождение, мифологические темы использовались трагедией не полностью: «некоторые излюбленные сюжеты перерабатываются по многу раз, а другие используются редко». Напоминаю, что для античных произведений также характерна музыкальность и стихотворная форма, поэтому неотъемлемым участником представления являлся хор. В итоге, трагедия сохранила величественность и серьёзность торжественных песнопений, от которых произошла.
Комедия – вид драмы, характеризующийся юмористическим и сатирическим подходами, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта и борьбы.
Аристотель сообщает в «Поэтике», что комедия (от греч. commos; - гулянка, толпа гуляк) возникла в 6-ом веке до н.э. из следующих элементов: а) шумные и весёлые сценки бытового характера; б) драматизированные песни обличительного характера у селян, которые ходили в город высмеивать местных жителей на праздниках в честь Диониса; в) собственно, жертвенный культ Диониса; г) песни в честь богов плодородия на праздниках Диониса. Он также утверждает, что смешное – часть безобразного, но смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания, таким образом, комедия, даже когда она утверждает и прославляет, не возвеличивает изображаемое. Роль хора в античной комедии не менее важна, чем в трагедии. Аристофан – единственный представитель древней комедии, пьесы которого дошли до нас.