Образ собора как ключ к пониманию романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Множество слов сказано о том, что главным героем романа В. Гюго является Собор Парижской Богоматери... Много страниц автор посвятил описанию его устремлённых в небо шпилей, сложного фасада, который вобрал в себя дух своей эпохи… Много эпизодов с участием героев, проживших свою вымышленную трагическую судьбу в стенах собора XII-XIV веков, он сложил в одно мозаичное панно ‒ свой роман... Но зачем?
Как автор Гюго не просто написал блестящее, новаторское литературное произведение, используя в качестве исторической ширмы архитектурный памятник, но выступил творцом современной ему реальности ‒ защитником собора, совершившим гражданский поступок. Фактически он спас собор от разрушения, вдохновив французский народ «любовью к нашей архитектуре». Как это удалось писателю? После Великой Французской революции собор был разгромлен и находился в плачевном состоянии, а в 1820-е годы готический памятник даже собирались снести или модернизировать. Гюго обратил внимание на «серую розу» Парижа и решил использовать для её сохранения свой талант и творческие возможности. Идея нового литературного произведения заключалась в том, что его героем стал готический собор. Миссия автора была воспринята читателями с воодушевлением: по всей Европе развернулись массовые движения за сохранение и восстановление памятников готической архитектуры, а сам герой романа Гюго был наконец отреставрирован.
Содержание не найдено
Библиография
Гюго В. Собор Парижской Богоматери : роман / пер. с фр. ‒ Смоленск: Русь, 1993. ‒ 477 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. — 1985. — 320 с.: ил.
Курдина Ж. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие / Ж. В. Курдина, Г. И. Модина. – Москва : Флинта, 2010. – 104 с.
Несмотря на многообразие декора средневекового готического собора, он един во всех своих архитектурных деталях. Готический храм масштабен, многогранен и представляет собой полноценную систему, в которой каждый элемент выдержан в одной стилистике. В романе писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» есть рассуждение на тему готического собора и соподчиненности его элементов. Гюго пишет о том, что в произведении готического зодчества искусство меняет только оболочку, а само устройство храма остается неизменным. Он говорит о том, что любой готический собор состоит из одной основы, одних и тех же частей, которые выполнены по примеру римской базилики.