Развитие речевого слуха детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, с использованием дидактических игр

В курсовой работе проанализирована степень изучения указанной проблемы в психолого-педагогической литературе; составлена программа развития восприятия речи на слуx у детей дошкольного возраста c кохлеарным имплантом.
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.09.2022
Объем файла
92 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Одним из современных имплантационных технологий восстановления слуха является кохлеарная имплантация, которая успешно проводится во всем мире около 30 лет.
Успех психического развития ребенка в целом и успех его интеграции в слуховую среду в частности зависят от того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте. Выступая в качестве основного дефекта, нарушение слуха у ребенка приводит к недостаточному развитию речи, функции, которая наиболее тесно связана со слухом.
Речь – это, прежде всего, средство социальной коммуникации, средство выражения и понимания. Без понимания речи успешная интеграция такого ребенка в общество слышащих людей невозможна. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Закономерности развития слухового восприятия у детей в условиях нормотипичного развития......................................................................................5
1.2. Особенности развития слухового восприятия в условиях слуховой депривации.............................................................................................................12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Содержание коррекционной работы по развитию речевого слуха у детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста...........................................................................................20
2.2. Методы, приемы и средства развития речевого слуха у детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста...........................................................................................24
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
3.1. Дидактические игры на развитие слухового восприятия словами…………………………………………………………………………....29
3.2. Дидактические игры на развитие слухового восприятия фразами...................................................................................................................31
3АКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. – 282 с.
Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1990. – 234 с.
Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 334 с.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская – М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Гончарова, Е. Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 23–32.
Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 14–16.
Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина – М.: Владос,1999. – 167 с.
Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева. – СПб.: Каро, 2005. – 288 с.
Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2018. – 870 с.
Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 2 ч.
Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса / Т.К. Королевская, В.Я. Стаценко. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.
Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2004. – 85 с.
Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
 

Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только речи на слуx, но и неречевых звучаний, чем значительнее нарушение, тем сложнее воспринимать окружающие звуки, при этом нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет особую роль в комплексном слухозрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов.

Актуальность проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает проявление дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность, скудностью игровой деятельности. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у слабослышащих в специальных коррекционно-образовательных организациях.