Развитие речевого слуха детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, с использованием дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Одним из современных имплантационных технологий восстановления слуха является кохлеарная имплантация, которая успешно проводится во всем мире около 30 лет.
Успех психического развития ребенка в целом и успех его интеграции в слуховую среду в частности зависят от того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте. Выступая в качестве основного дефекта, нарушение слуха у ребенка приводит к недостаточному развитию речи, функции, которая наиболее тесно связана со слухом.
Речь – это, прежде всего, средство социальной коммуникации, средство выражения и понимания. Без понимания речи успешная интеграция такого ребенка в общество слышащих людей невозможна.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Закономерности развития слухового восприятия у детей в условиях нормотипичного развития......................................................................................5
1.2. Особенности развития слухового восприятия в условиях слуховой депривации.............................................................................................................12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Содержание коррекционной работы по развитию речевого слуха у детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста...........................................................................................20
2.2. Методы, приемы и средства развития речевого слуха у детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста...........................................................................................24
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫМ КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ
3.1. Дидактические игры на развитие слухового восприятия словами…………………………………………………………………………....29
3.2. Дидактические игры на развитие слухового восприятия фразами...................................................................................................................31
3АКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. – 282 с.
Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1990. – 234 с.
Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 334 с.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская – М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Гончарова, Е. Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 23–32.
Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 14–16.
Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина – М.: Владос,1999. – 167 с.
Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева. – СПб.: Каро, 2005. – 288 с.
Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2018. – 870 с.
Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 2 ч.
Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса / Т.К. Королевская, В.Я. Стаценко. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.
Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2004. – 85 с.
Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только речи на слуx, но и неречевых звучаний, чем значительнее нарушение, тем сложнее воспринимать окружающие звуки, при этом нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет особую роль в комплексном слухозрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов.
Актуальность проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает проявление дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность, скудностью игровой деятельности. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у слабослышащих в специальных коррекционно-образовательных организациях.