Своеобразие лирических голосов К.Д. Бальмонта в творчестве поэта 1920-х годов
Введение
(Литературоведческие основы изучения лирических стихов. История вопроса. И.Ф. Анненский, А.А.Блок, Н.С. Гумилев – о лирике Бальмонта).
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) – поэт-символист, творческое наследие которого характеризуется звучностью, напевностью и уникальным слогом. Жизнь и судьба писателя разноречива: он был свидетелем трех войн, трех революции, падения империи, становления СССР, испытал две эмиграции. Поэт много путешествовал по миру, сохраняя на страницах произведений свои мысли и чувства об увиденном и пережитом. В его жизни были взлеты и падения: слава – в середине творческого пути, нищета и серьезные проблемы со здоровьем – на завершающем этапе. Поэзия Бальмонта отличалась разнородностью, что говорит о многогранности его великого таланта.
Поэтическое наследие К. Д. Бальмонта в истории русской литературы сохраняет свое бесспорное значение до наших дней. До сих пор бальмонтоведы чаще всего избирали объектом исследования поэзию 1890 – 1910-х годов. Книги стихов, созданные в зарубежье, оставались за пределами внимания. Между тем, произведения зрелого художника, бывшего свидетелем трагических событий войн и революций, посвящены осмыслению судьбы России, ее духовных и исторических корней: «Но я устал бродить по свету, / Мне грустно в радости чужой <…> / Я лишь обломок долгой битвы, / В которой победить не мог» («Двум». С. 402) . Они отличаются присущей Бальмонту виртуозной техникой, новым освоением традиций русской классики ХIХ века, глубиной лирического постижения сознания человека и народа, пережившего общенациональную трагедию. Значительность созданного поэтом в 1920–1930-е годы до недавнего времени было трудно оценить ввиду малодоступности произведений, публиковавшихся в разных странах мира малыми тиражами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Лирическое Я Бальмонта и его разновидности на протяжении творческого пути 10
1.1. Теоретические размышления К.Д. Бальмонта о лирике. Предисловия к сборникам стихов, книга «Поэзия как волшебство» (1916), автобиографическая проза «Где мой дом» (1925) 10
1.2. Образное и речевое воплощение поэтического высказывания субъекта лирики Бальмонта в творчестве 1910–начала 1920-х годов. Книга «Марево» (1921). 23
Глава 2. Образы лирических лиц в поэзии К.Д. Бальмонта периода эмиграции 40
2.1. Особенности выражения трагической разлуки с Родиной в поэзии К.Д. Бальмонта 1920-х годов. Книга «Моё – Ей» (1925). 40
2.2. Лирические голоса К.Д. Бальмонта в творчестве второй половины 1920-х годов. Книга лирики «В раздвинутой дали» (1930). 44
Заключение 50
Список литературы не найден
Стихотворение «Чёлн томленья»было посвящено князю А. И. Урусову, российскому адвокату и оратору, известному меценату. Начало: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьется // Чуждый чарам черный челн» [25, с. 137] — вызвало неоднозначное отношение у читателей — было много восторгов и насмешек, негодований и восхвалений. По воспоминаниям И. А. Бунина, З. Гиппиус на одной из «пятниц» Случевского высмеяла стихотворение, заявив: «Я не понимаю, что это за челн и почему и каким таким чарам он чужд» .
Тезис о «бессодержательности» этого стихотворения вызывал споры и формировал поиски художественных символов, например, «черный чёлн» предлагалось толковать как «символ внутренне пустого бытия: он суетно колотится о воды в поисках счастья, не разумея того, что счастье — вокруг, это величие и покой самой природы» .
Одно из первых стихотворений К.Д. Бальмонта «Фантазия» было напечатано в символистском журнале «Северный вестник» (октябрь 1893 года), чему предшествовало знакомство поэта с Д. С. Мережковским и Н. М. Минским. «Фантазия» отличалась от других произведений Бальмонта того периода лёгкостью и изяществом. Лирический герой испытывает восхищение от увиденного, погружается в себя, забывая, что все образы порождает лишь его воображение. Символист Бальмонт продолжает традиции романтизма с его двоемирием. Автор раскрывает красоту зимнего леса: «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать» (т. , с. ). Этот мир идеален, но очень хрупок, содрогнуть который, лирический герой боится.