Проблемы исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных
Введение
В современном мире преступления несовершеннолетних выступают весомыми проблемами нашего общества, доля данных преступлений в общей системе преступности стабильно высока. Наказание является одним из средств реагирования общества на противоправное поведение несовершеннолетних. Подросток из-за своего возраста является объектом повышенной правовой защиты, это подтверждено большим количеством международно-правовых документов. Несовершеннолетний больше остальных подвержен криминальной зараженности, из-за того, что его нервная система ещё не до конца сформировалась, он не может адекватно реагировать и принимать те условия, в которых он оказался после совершения преступления. Это устанавливает особую организацию системы наказаний в отношении несовершеннолетних и в связи с этим поднята проблема об эффективности исполнения лишения свободы несовершеннолетними. При назначении наказания несовершеннолетнему важно брать во внимание источник возникновения у несовершеннолетнего преступных мыслей и привычек; ситуации, в которых он оказывался и тем самым у него развивался преступный умысел и создавалась обстановка для подготовки и реализации преступленного деяния.
Преступность в подростковом возрасте – это самый опасный вид преступности, особенно, из-за вероятности, что несовершеннолетний снова совершит преступление. Применяя наказания в виде помещения подростка в исправительное учреждение, можно выделить характерные черты. Первоначальной особенностью является разделенное пребывание взрослых и несовершеннолетних осужденных. Последние отбывают наказания в воспитательных колониях. На данный момент в стране продолжают свою деятельность 18 воспитательных колоний, из них 2 - для девушек
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1.Общие положения исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних
1.1.Понятие, социально-правовое значение наказаний в отношении несовершеннолетних и особенности правового положения несовершеннолетних…......................................................................................8
1.2.Характеристика несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы и профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к исполнению лишения свободы в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………….20
1.3.Зарубежный опыт исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными...............................................31
Глава 2.Проблемы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними и пути их решения
2.1.Правовые средства обеспечения исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними ……………………………....41
2.2.Проблемы в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними и пути их решения………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………….62
Список используемых источников и литературы…………………………..…70
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2."Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
3.Европейская конвенция о защите прав человека и основных его свобод от 4 ноября 1950 г. // Рос. газ. – 1995. – 5 апр.;
4. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. // Собр. законодательства Росс. Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4465.;
5.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. – 1993.;
6.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.; ратифицирована в полном объеме Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI // Рос. юстиция. – 1995. – № 4.;
7.Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»;
8.Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила);
9."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022);
10."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022);
11."Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021);
12."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
13.Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 (последняя редакция);
14.Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ (последняя редакция);
15.Постановление Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 "Об утверждении норм создания материально - технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях";
16.Приказ Минюста России от 06.10.2006 N 311 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2006 N 8375);
17.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
18.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Дополнительная литература
19.Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. 576 с.;
20.Брылева Е.А. Правовой статус несовершеннолетних в уголовной и уголовно-исполнительной сфере. — М.: Проспект. 2019. 160 с.;
21. Вшивкова, А. А. Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок? / А. А. Вшивкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 134-138.;
22.Глушков А.И. Проблемы назначения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних // Наука и школа. - 2017. - №2. - С. 9-14.;
23. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / под ред. Гладких В. И. — М.: Юстиция. 2020. 320 с.;
24.Дидык А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. — 2019. — Т. 2. — № 12 (36). — С. 76-77.;
25.Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте / О.С. Дровнина // Аллея науки. — 2017. — № -9. — С. 634-637.;
26.Рыженкова Е.В. Личность несовершеннолетнего преступника / Е.В. Рыженкова // Инновационная наука. — 2019. — № 2-2. — С. 130-132.;
27.Зильберштейн А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. — М.: Проспект. 2018. 96 с.;
28.Зубарев М. С. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2019. 188 с.;
29.Краснова М. В. Подростковая преступность: причины совершения преступлений несовершеннолетними // VI Международная электронная научная конференция «Студенческий форум», 15 февраля-31 марта 2014;
30.Качурина Е.Б. Социально-правовое значение назначения наказания несовершеннолетним // Российский криминологический взгляд. – 2012. — № 1. – С. 392-395.;
31.Кобец П.Н., Козлова Т.С. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним по законодательству Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2014. - N 6. - С. 13-18.;
32.Косевич Н.Р. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних как составная часть социальной политики Российской Федерации по защите детства // Российский судья. — 2014. — № 2. — С. 19-23.;
33.Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / И. Я. Козаченко [и др.] ; под редакцией И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 408 с.;
34.Краснов Ю.А. Исполнение лишения свободы в отношении осужденных, достигших совершеннолетия: зарубежный опыт и международные стандарты // ЮП. - 2013. - №2 (57). - С. 82-85.;
35.Махаева Г.М. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. — Махачкала, 2014. — С. 307-310.;
36.Основы уголовно-исполнительного права России. Учебное пособие / под ред. Орлов В. Н., Эминов В. Е. — М.: Юрайт. 2018. 186 с.;
37.Омигов В. И. Преступность несовершеннолетних: ее характеристика // Вопр. ювен. юстиции. – 2012. – № 3. – С. 13-16.;
38.Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних: учеб. пособие / Ю. Р. Орлова. – М. : Щит-М, 2007. – 179 с.;
39.Преступность несовершеннолетних как социальный феномен: материалы международной очно-заочной научно-практической конференции. – Шадринск : Шадрин. дом печати, 2012. – 253 с.;
40.Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 112 c.;
41.Смирнов Л. Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник. — М.: Лань. 2018. 396 с.;
42.Турэ де Куси Ф. Воспитательное воздействие в системе правосудия поделам несовершеннолетних во Франции // Вопросы ювенальной юстиции. 2008.№3. С. 13-15.;
43.Шуняева В.А. Социально – демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния / В.А. Шуняева // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 134-140.;
44.Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации www.cdep.ru;
45.Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации http://minjust.ru;
46.Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru.
Оценка психолого-педагогических исследований показал, что профессиональная подготовка сотрудника уголовно-исполнительной системы — недостаточно изученный феномен. Практика исполнения наказания в отношении несовершеннолетних показывает, что только разносторонне подготовленный сотрудник уголовно-исполнительной системы умеет эффективно реализовывать профессиональную деятельность. Данная проблема требует дальнейшего изучения и решения на уровне конкретных рекомендаций ученых и практиков.
Таким образом, изучив личность несовершеннолетнего осужденного, можно сказать о том, что они отличаются безмятежностью, безответственностью, неосторожностью и легкомыслием в отношении к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при реализации личных желаний, недоразвитость чувства ответственности. Они активны, суетливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. А также, чтобы характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону повышения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности не изменялись, для этого требуется высокая квалификация и методическая подготовленность сотрудников, которые работают в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом запущенном подростке личность, способность выявлять те положительные стороны, отталкиваясь от которых можно реализовывать целенаправленную работу, которая приносят эффективные результаты и уверенность самому сотруднику. Для этого нужно изменить настрой сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только для исполнения уголовных наказаний подростков, но и учреждение, которое выступает в роли учебно-воспитательного центра.