Социально-психологическая адаптация супругов из биэтнических семей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена ростом количества биэтнических браков, с одной стороны, и сложностью психологической адаптации супругов к инокультурной среде, с другой стороны. Если в биэтническом браке с иностранцем, как считают исследователи, чаще всего взаимная выгода от заключения брачного союза, то браки между представителями разных этносов РФ носят совершенно иной характер. Они обусловлены противоречиями, которые связаны с коренными изменениями, происходящими в современной российской семьей. Молодая семья сталкивается со многими социально-психологическими трудностями на начальном этапе своего становления. Основная часть разводов приходится именно на первые годы брака, что вызвано со сложностью социально-психологической адаптации супругов в браке.
Брак – является основным способ создания семьи и важный показатель жизненного счастья человека. Стабильность брака и созданной на его основе семьи в значительной мере зависят от многих факторов: степени толерантности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….….…3
Глава I. Теоретические проблемы исследования проблем социально-психологической адаптации супругов из биэтнических семей …………………….…9
1.1. Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде в работах психологов ………………………………………………..…....9
1.2. Психологические особенности биэтнических семей ……………..23
1.3. Специфика русских и лезгинских семейных отношений ……..…33
Выводы по теоретическому исследованию………………………….….41
Глава II. Методы и результаты исследования социально-психологической адаптации супругов из биэтнических семей к новой культурной среде …………..43
2.1 Обоснование методов исследования социально-психологической адаптации супругов из биэтнических семей к новой культурной среде………………..43
2.2 Особенности социально-психологической адаптации супругов из русско-лезгинских семей к новой культурной среде…………………...51
Выводы по эмпирическому исследованию……………………………...68
Заключение ………………………………………………………………70
Список литературы ……………………………………………………..73
Список литературы
Айгумова З. И. Психология биэтнических семейных отношений / З. И. Айгумова — «Прометей», 2016.
Ананьина В.Т. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в российском обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / В. Т. Ананьина ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург, 2015. — 28 сАдыгамов Р.К. Богословский аспект межэтнических и межконфессиональных браков в трудах мусульманских мыслителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 4, № 4. С. 53-61.
Азизова Н.Р., Николаев М.В. Социальнопсихологопедагогическое сопровождение межнациональных семей в современном поликультурном социуме // Теория и практика общественного развития. 2014. - №16. - С. 177-180.
Айгумова 3. И. Индивидуально-личностные детерминанты религиозной толерантности верующих / 3. И. Айгумова, 3. Г. Рашидова // Исла- моведение. - 2013. - №3. - С. 43-54.
Ананьина В.Т. К проблеме исследования этнической идентичности в межнациональных семьях // Социология. 2013. № 2. С. 39-46.
Айгумова З.И., Заварзаева Е.С. Социально-психологическая адаптация супругов из русско-турецких семей // Вестник Дагестанского государственного университета. 2012. № 4. С. 194-199.
Айгумова 3. И., Айгунов В. Р. Мотивация выбора супруга: дагестанская и русская молодежь. - М.: Прометей, 2016. - 214 с.
Айгумова 3. И. Выбор брачного партнера: русская и дагестанская молодежь. - М.: Развитие личности, 2008. - № 2. - С. 103-120.
Айгумова 3. И. О биэтнических семейных отношениях. - М.: Московский государственный областной университет. - 2008. - № 2. - С.120-124.
Айгумова 3. И. Роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга в биэтнической семьях // Вестник Дагестанского государственного университета. 2012. № 4. С. 185-188.
Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В. Янковского) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деяте
Часто люди здесь более замкнуты (в силу строгости или даже необычности национальных традиций).
Так С.В. Корнеева считает, что биэтнический брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке [29].
Биэтнический брак рассматривают как супружескую связь между лицами разной национальности, процесс социализации которых происходил в одинаковой этнокульт