Социально-психологические факторы развития профессионального выгорания сотрудников органов внутренних дел
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность сотрудников правоохранительных органов находится в области научных интересов многих исследователей. Центральное место среди объектов исследования по праву принадлежит личности сотрудника. При освоении и длительной эксплуатации профессиональной роли избежать изменений в структуре личности практически невозможно. Погружение в профессию сопровождается личностными изменениями, при которых,
с одной стороны, происходит положительное развитие субъекта труда, например через укрепление профессиональных качеств, а, с другой стороны, заострение черт при воздействии различных внешних факторов с последующим нарушением целостности личности профессионала.[3]
Специфика деятельности органов внутренних дел связана с тенденцией изменений в личности сотрудников. Эти изменения часто связывают с повышенной экстремальностью, ответственностью, непредсказуемостью в профессиональной деятельности. Сотрудники вынуждены вступать во взаимодействие с правонарушителями, выполнять служебные обязанности наряду с чрезмерными психическими и физическими нагрузками. С каждым годом тематика профессионального выгорания приобретает всё большую популярность и в связи с заметными изменениями функциональных обязанностей — нарастающими требованиями к деятельности сотрудников органов внутренних дел, работой в экстремальных условиях при повышенной ответственности и при наличии высоких нагрузок. При этом нет единства в определениях данного понятия, а в ряде работ профессиональное выгорание фактически приравнена к таким понятиям как «выгорание», «деградация» и «деструкция». Выгорание в научной литературе чаще ассоциируется с негативными, деструктивными последствиями и аспектами, но некоторые исследователи поднимают вопрос о конструктивном, положительном влиянии на личность профессионального выгорания. Можно отметить также недостаток инструментария, позволяющего выявить выраженность профессионального выгорания.[5]
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1Теоретический анализ подходов к исследованию профессионального выгорания как вида профессиональной деформации специалистов. 6
1.1 Проблема профессионального выгорания как вида профессиональной деформации личности 9
1.2 Значимые социально-психологические факторы влияющие на профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел 14
2 Эмпирическое исследование социально-психологических факторов профессионального выгорания сотрудников органов внутренних дел 24
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 24
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 38
2.3. Профилактика синдрома профессионального выгорания. 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко 58
Приложение Б Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации. 63
Приложение В Методика диагностика профессионального «выгорания» 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная психология ХХ столетия.» М., 1978.
2. Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.» Автореф. канд. дисс, СПб 1996.
3. Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.)4. Буданов А.В., 1992. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников ОВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД М.: ГОВД г. Москвы.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.
6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия «Практическая психология».
7. Гельгорн Э., ДЖ. Луфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИР» Москва 1966.
8. Дубов Г.В., Опалев А.В. (ред.) Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М., 1998.
9. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
10. Ильин Е. П. И46 Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса — 2: Психологическая антропология стресса». Второе издание переработанное и дополненное. Опубликовано в журнале «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», 2007, № 4, с. 2-21
12. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.
13. Медведев В.С., 1991. Психология п
Изучая данную проблему, мы видим, что обычно “синдром сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания” как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и “понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности”. Другой аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том,что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”, являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию.