Театрализация якутских народных сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Время не стоит на месте, в современном мире все претерпевает значительные изменения, которые коснулись и дошкольной педагогики с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. И здесь невозможно недооценить роль родного языка, который помогает дошкольникам осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения [36].
Речь обеспечивает не только развитие коммуникативных навыков, но и играет решающую роль в формировании личности через речевое самовыражение. Данная проблема отражена в исследованиях многих педагогов-психологов: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца [9,18], Т.Н. Дороновой, Э.Г. Чуриловой [14, 40]. Но нужно отметить, что
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ понятия «театрализация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3Роль якутских народных сказок в развития речи детей старшего дошкольного возраста 21
Вывод по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Программа театрализации якутских народных сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста 45
2.3 Повторная диагностика 59
Выводы ко второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Aлександрова Н.Н., Николаева Л.В. якутские сказки как средство развити речи воспитания детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17647 (дата обращения: 30.01.2022).
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2017. – 255 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.:
Академия, 2010. – 400 с
4. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 125 с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2018. – 201 с.
6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2018.
7. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации –основа
8. Винокуров У.А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 2018.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2018. – 216 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2017. – 315 с.
11. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред.Б.Ф.Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2018. – 160с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев // СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2017. -472с.
Якуты этих районов испокон веков жили по соседству с эвенками, эвенами и другими северными народностями. У них сложился почти одинаковый уклад жизни. Будучи соседями и друзьями, они обменивались трудовым и духовными ценностями, в том числе и сказками. И действительно, сказки якутов, эвенков и эвенов в значительной мере совпадают. Сказки о животных являются духовным наследием народов Севера, прошлых эпох. Большая часть их, по-видимому, восходит к древности, к трудовой деятельности человека, когда животные не были еще приручены и основным занятием людей служила охота. В этих сказках нетрудно заметить следы и анимистических воззрений, а также практических наблюдений запаводками животных. На этой основе народная фантазия создала причудливые образы сюжеты, которые дошли до нашего времени. Среди якутских сказок о животных большое место занимают так называемые этиологические сказки, в которых древние люди старались ответить на непонятные им вопросы, при