Девиантное поведение подростков как объект социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость исследования проблем социальной адаптации детей приводит к разработке в научных исследованиях темы девиации у подростков. Общественно-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в 1990-е годы ХХ века, характеризуются упадком в экономической, научной, культурной сферах, а также в областях общественного и внутреннего развития. Обострились прежде скрываемые нищета, потребности, нетрудоспособность, государственные и психологические инциденты, незанятость, напряженные условия, противозаконность и пьянство. Увеличение общественной напряжённости усиление финансового кризиса тронули основные принципы жизнедеятельности в целом всех жителей Российской Федерации, в том числе подростков и детей. Проведенные исследования показывают рост отклоняющегося поведения среди различных социальных и демографических групп. В особенности тяжело в данный период оказалось подросткам. Не может не тревожить тот факт, что самым распространенным симптомом является увеличение количества подростков с девиантным поведением, которое проявляется в асоциальных поступках: наркомании, нарушениях общественного порядка, проявлениях варварства и вандализма, пьянстве, хулиганстве, токсикомании и др. Актуальность проблемы исследования девиантного поведения подростков заключается также в том, что она находит подтверждение в участившихся случаях подростковой агрессии по отношению друг к другу, к учителям, родственникам, близким людям, животным, суицидальном поведении, делинквентном поведении.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Общая характеристика подростков девиантного поведения 7
1.2 Структура социальныхх служб, работающих с подростками девиантного поведения в школе 12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения в школе 19
2.2 Роль социального педагога в работе с детьми девиантного поведения 28
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
3.1 Методолгический раздел 39
3.2 Процедурно-методический раздел 41
3.3 Аналитический раздел 49
3.4 Выводы и рекомендации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Агентство правовой информации - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 25.03.2022).
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Агентство правовой информации - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 09.02.2022).
3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2022). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Агентство правовой информации - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 01.03.2022).
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020).[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Агентство правовой информации - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 20.03.2022).
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Агентство правовой информации - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 20.03.2022).
6. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн. - Режим доступа: http://studbooks.net. (дата обращения 25.02.2022).
7. Анфалова И.В. Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ / Анфалова И.В.//автореферат дисс. …социол. наук. Екатеринбург, 2007. –23 с. 1
8. Башкатов И.П. Притеснение: обидчики и обиженные. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/098/604/1231/005.BASHKATOV.pdf - (дата обращения 14.03.2022).
9. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 239 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
11. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 464 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
12. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А.Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с
13. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 365 с.
14. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.
15. Иванов, Н. Н. Организационно-педагогические условия предупреждения девиантного поведения на основе реализации личностного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.Н. Иванов. - М., 2002.
16. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. –Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
17. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – Санкт-Петербург: Владос/Пресс, 2010. – 288 с.
18. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск:Беларусь, 2008.
19. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I. – Москва: изд-во «Правда», 1971. – 431 с.
20. Маметьева М. В. Социальные учреждения и их роль в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Выпуск номер 94. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-uchrezhdeniya-i-ih-rol-v-preduprezhdenii-i-preodolenii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-na-primere-rossii-i-ssha (дата обращения 12.03.2022).
21. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения /В.Д. Менделевич. — СПб., 2005. - 445 с.
22. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/05.php - (дата обращения 14.03.2022).
23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 408с.
24. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. – 1998.-№9
25. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-еизд, - М.: ИНФРА-М, 2001. – 46-50 с.
26. Парсиева, Л.К. Социальная работа с молодежью: к постановке проблемы / Л.Б. Гацалова, Л.К. Парсиева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С. 166-167.
27. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 195-198.
28. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 223 с.
29. Простяков, В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В. В. Простяков // Юридическая психология. – 2011. – №1. – С. 24-26.
30. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 1999.
31. Садовский М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах [г. Красноярск] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 2005. - С. 192-201.
32. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В.Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015, - 235 с.
33. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 240-253 с.
34. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. М. А. Новиковой. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 1999.
35. Техника "Я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали. Режим доступа: http://www.b17.ru/article/17026/ - (дата обращения 19.03.2022).
36. Технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей /Димухаметов Р.С., Жеребкина В.Ф., Моисеева Е.В., Пташко Т.Г., Рослякова С.В., Сиврикова Н.В., Соколова Н.А., Черникова Е.Г., Харланова Е.М., Шевченко А.А. – Челябинск, 2017. – 463 с.
37. Фантров, П.П. Социальная работа с девиантными подростками / П.П. Фантров // Социология. – 2015. – № 19. – С. 43-48.
38. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – Москва: Академия, 2011. –240 с.
39. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
40. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М. Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с. – (Психологические технологии)
41. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т.И. Шульга // Социальная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 109-121
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др. Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.