Case-study как инструмент формирования экологических компетенций обучающихся в рамках географического образования (уровень среднего общего образования)
Введение
Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования.
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использованием кейсов. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной в определенном формате и предназначенной для обучения детей анализу различных типов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и разработке возможных решений для нее в соответствии с установленными критериями.
Case-study (англ. анализ случая) – разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изу-чение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических процес-сов, протекающих в обществе.
Case-study позволяют наиболее полно реализовать педагогическую триаду «обучение - воспитание - развитие», предоставляет педагогу возможность создать группы учащихся с близкими интересами, способностями и возможностями, учесть психологические особенности каждого ученика, дать каждому посильное и соответствующее его интересам задание, создать условия мотивации деятельности, сформировать у обучающихся определенные компетенции, что и определяет актуальность данной темы.
Оглавление
Введение
Глава 1. Применение case-study в рамках географического образования
1.1. История внедрения case-study. Виды и структура кейсов
1.2. Экологические компетенции в рамках географического образования
1.3. Особенности применения case-study, при изучении тем экологическо-го содержания в курсе географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика использования case-study при формирования экологи-ческих компетенций в экономической и социальной географии мира
2.1. Педагогические условия эффективного использования кейсов эколо-гического содержания
2.2. Методические рекомендации по использованию case-study
2.3. Опытно-экспериментальная работа
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список литературы
1 Robson C. Real World Research: A Resource for Social Scientists and Practitioners-Researchers. Oxford: Blackwell, 1993. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/realworldresearc0000robs/page/n9/mode/2up (дата об-ращения: 26.05.2022).
2 Yin R.K. The abridged version of case study research: design and method // Handbook of Applied Social Research Methods / L. Bickman, D.J. Rog (Eds.). Thousand Oaks, CA: SAGE, 1998. p. 229–259. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/casestudyresearc0000yinr/page/n3/mode/2up (AA) (дата обращения: 26.05.2022).
3 Агапова О. В. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. Монография / О.В. Агапова; - Санкт-Петербург :. 2003. – 68 с. – ISBN 978-5-9592-0063-3. – Текст : непосредственный
4 Банникова Т. Н. Использование кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / Т.Н. Банникова. – Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. – 2009. - № 9. – С. 25.
5 Барнс Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций / Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э. Дж. Хансен; М.: Гардарики, 2000. – 502 с. – ISBN 5-215-00807-8. – Текст : непосредственный
6 Болотова О. Л. Современные педагогические технологии в обучении географии / Учительский портал. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mega-talant.com. – (дата обращения 15.03.2022)
7 Бринкендорф Р. О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет: учебное пособие / Р.О Бринкендорф. Москва: Hippo, 2005 – 224 с. – ISBN 5-98293-076-8 : 1000. – Текст: непосредственный
8 Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М. В. Буланова. – Ростов /Д:Феникс. – 2002. - 544 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova73.html. – (дата обращения 25.05.2022 г.).
9 Буравой М. Углубленное сase study: между позитивизмом и пост-модернизмом / М. Буравой. – Текст: непосредственный // Рубеж. – 1997. - № 10–11.
10 Волгин Н.А. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры / Н.А. Волгин, В.Н. Кушмин, Ю.Г. Олегов, А.Н. Фоламьев. – Текст: непосредственный // Научно-технические библиотеки. – 1997. - № 2. – С. 10-15
11 Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психоло-го-акмеологическое исследование: Монография / А. В. Гагарин; РУДН. – Москва : Издательство РУДН, 2011. – 160 с. – ISBN 978-5-209-04080-4. – Текст : непосредственный
12 Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
13 Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / / И.В. Гладких. – Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – C. 169-194.
14 Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффектив-ного использования : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2107 "География"] / В. П. Голов. - М. : Просвещение, 1987. – 222. – Текст : непосредственный.
15 Гришаева Ю.М. Экологическая компетентность личности в гума-нитарном образовательном пространстве / Ю. М. Гришаева ; Московский гу-манитарный пед. ин-т, Научно-образовательный Центр по разработке технологий эколого-педагогического образования МГГУ им. М. А. Шолохова. – Москва : МГПИ, 2012. – 89 с. – ISBN 978-5-9954-0171-1. – Текст : непосредственный.
16 Дидактика средней школы : Некоторые проблемы совремой ди-дактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.]; Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1982. – 102-103 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=didaktika-sredey-shkoly_1975&bookhl= (дата обращения 27.04.2022).
17 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / Учительский портал. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php (дата обращения 15.03.2022).
18 Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологи-ческой компетентности учащихся : автореферат дис. ... доктора педагогиче-ских наук : 13.00.01 / Д.С. Ермаков. – Москва, 2009. - 39 с. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01003471891 (дата обращения 27.04.2022).
19 Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А. Н. Захлебный. - Москва : Знание, 1986. – 77 с. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01001310303 (дата обращения 27.04.2022).
20 Золотарев А. А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации (методические рекомендации) / А.А. Золотарев. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургского университета управления и экономики, - 2012. – 48 с. – ISBN 978-5-94047-722-8. – Текст: непосредственный
21 Игнатов С.Б. Формирование эколого-правовой компетентности учащейся молодежи: теория и практика : монография / С. Б. Игнатов. - Тю-мень, 2010. – 175 с. ISBN 5-93020-530-2. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01004931379 (дата обращения 27.04.2022).
22 Кашлев С.С. Субъектность педагога в эколого-педагогической деятельности как социокультурный феномен / С.С. Кашлев // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. – М.: Изд-во Психологического института РАО. – 2020. - №6. – С. 382-386. – Текст : непосредственный.
23 Козина И. Case study: некоторые методические проблемы / И. Ко-зина. – Текст: непосредственный // Рубеж. – 1997. - № 10–11. – С. 177–189.
24 Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении произ-водственных отношений на промышленных предприятиях России / И. Козина. – Текст: непосредственный // Социология: методология, методы, математические модели. – 1995. - № 5–6. – С. 65–90.
25 Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года) // ООН. Мир, достоинство и равенство на здоровой планете. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/conferences/environment/rio1992 (дата обращения: 26.05.2022).
26 Коробейникова Л.А. Вопросы экологии на уроках географии: учебно-методические материалы в помощь учителю / Л.А. Коробейникова, О.А. Золотова, Н.К. Максутова, Т.П. Черепанова. – Вологда: Изд. центр ВИРО. – 2005. – 196 с. – Текст : электронный. – Режим доступа : chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.booksite.ru/fulltext/vopros/vopros.pdf. – (дата обращения 19.05.2022 г.).
27 Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России / Д. Коултер. – Текст: непосредственный // Ассоциация развития управления. – 1995. - № 1. – С. 8–11.
28 Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш. - Текст : непосредственный // Проектное обучение. – Москва: Изда-тельский центр «Академия», 2012. – С. 66-80.
29 Методика обучения географии в школе : Метод. пособие для сту-дентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей геогра-фии / [Л. М. Панчешникова и др.]; Под ред. Л. М. Панчешниковой. - М. : Просвещение : Учеб. лит., 1997. – 318 с. ISBN 5-09-007351-1. – Текст : непосредственный.
30 Михайлов А.С. КЕЙС-СТАДИ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИЛИ МЕТА-МЕТОД? // "Экономика и социум". - 2014. - №3. - С. 544-545. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iupr.ru/_files/ugd/b06fdc_4e27037f2a534c79abda55a8105838b4.pdf?index=true (дата обращения: 26.05.2022).
31 Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса / Е.И. Михайлова. – Текст: непосредственный // Маркетинг. – 1999. - № 5. – С. 113–120; - № 6. – С. 117–123.
32 Михайлова, Л.П. Что такое кейс- технологии? / Л.П. Михайлова. – 2015 : – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/stat-ia-chto-takoie-kieis-tiekhnologhii.html – (дата обращения 27.04.2022).
33 Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / [Е. И. Серкова и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - Москва : Вентана-Граф, 2007. – 365 с. – ISBN 978-5-360-00570-4. – Текст : непосредственный.
34 Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классифи-кации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ. – 2005. – С. 5-19. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://pedlib.ru/Books/4/0430/4_0430-1.shtml. – (дата обращения 25.05.2022 г.).
35 Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: ак-тивное обучение / А.П. Панфилова. – Москва : «Академия», - 2009. – 192 с. ISBN 978-5-4468-0167-1. – Текст: непосредственный.
36 Петрова И. А. Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в предпрофильном обучении / И. А. Петрова. – Текст : непосредственный // Человек и образование, 2014. - №4. – С. 193-198.
37 Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 155-157. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 26.05.2022).
38 Прозументовой Г.Н. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии / Г. Н. Прозументовой. – Текст: непосредственный / Справочник информационного работника / ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск, 2003. – C.105
39 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : Федеральный закон № 7-ФЗ : [ Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/901808297. - (дата обращения 12.06.2021).
40 Рубанова Е.В. Экологическая парадигма / Е.В. Рубанова // Изве-стия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 310. – №2. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-paradigma/viewer. – (дата обра-щения 19.05.2022 г.).
41 Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [5-6 ноября 2021 г., Москва]. / Московский педагогический государственный университет; [отв. ред.: Таможняя Е.А.]. – Москва: МПГУ, 2021 – 102 с.
42 Современные проблемы школьного географического образования. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности по географии: Сборник материалов ежегодной научной дискуссионной площадки. г. Курск 17 мая 2022 г. /отв. ред. Г.В. Козлова – Курск: Курск. гос. ун-т, 2022 – 108 с.
43 Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общей редакцией Е. А. Таможней. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 321 с. – ISBN978-5-534-08129-9. – Текст : непосредственный.
44 Товбина В.Л. Экологическая культура: понятие и проблемы ста-новления // Ученые записки РГГМУ. – 2006. – №2. – С. 255-264. – Текст : электронный. – Режим доступа : http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2-27.pdf . - (дата обращения 13.06.2021).
45 Тренды современной географии и географического образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с междуна-родным участием [21-22 апреля 2022 г., г. Курск]. / Курский государственный университет; [отв. ред.: И.А. Гонеев, И.Е. Требушкова]. – Курск: КГУ, 2022 – 240 с.
46 Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - Москва : Просвещение, 2009. - 58, - ISBN 978-5-09-023147-3. – Текст : непосредственный. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F1999935214/fundamentalnoe.yadro.pdf (дата обращения 27.04.2022).
47 Хамзина Ш.Ш. Экология и устойчивое развитие: учебник для студентов всех специальностей высших учебных заведений / Ш. Ш. Хамзина, Б. К. Жумабекова ; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. - Москва : Изд. дом Акад. естествознания, 2016. - 329 с. – Текст : электронный. – Режим доступа : https://monographies.ru/ru/book/view?id=552 (дата обращения 13.06.2021).
48 Черкасова И. И. Возможности кейс-методов в развитии панорам-но-педагогического мышления / И.И. Черкасова. – Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 6.С. 20-25.
49 Экология вокруг нас: Факультативный исследовательский практикум для учащихся 8-11 классов / Сост. и ред. проф Л.А. Коробейникова. – Вологда: ВИРО, 2003. – 136 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/1250319/text.pdf(дата обращения 27.04.2022).
50 Янова, Е.П. Использование «Кейс-метода» в школьном курсе географии / Е.П. Янова. – 2016 : Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 170-177 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-metoda-v-shkolnom-kurse-geografii/viewer – (дата обращения 27.04.2022).
Перед тем как ученики приступят к выполнению заданий, им необходи-мо получить методические указания для работы с кейсовыми заданиями, а также учителю необходимо пояснять ход работы. После того, как учитель объяснил обучающимся цели и задачи работы с кейсами, ребята приступают к выполнению кейсов. Если это групповая работа, то ученики делиться на не-сколько подгрупп, лучше всего это четыре пять (в зависимости от количества обучающихся в классе). После выполнения обучающимися заданий, происходит выступление и заслушивание подгрупп, далее все решения обсуждаются и оглашаются итоги занятия, выставляются оценки.
Case-study – это тот инструмент, с помощью которого значительно об-легчается и качественно улучшается обмен идеями в группе. Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разра-ботке кейсов используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Критерии оценки ученика на каждом практическом занятии представлены в каждом кейсе.