Создание речевого портрета русского человека
ВВЕДЕНИЕ
Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций. Именно речь помогает сформулировать мысли людей. По средствам языка мы можем получить информацию об окружающем мире, явлениях, передавать свои знания и опыт другим людям. Развитие речи влечёт за собой изменение лексического, грамматического и фонетического строя, которое возможно лишь при использовании языковых структур в живой речи. В ходе её развитие в онтогенезе, она становится главной составляющей мышления человека. Речь является вербальной коммуникацией, которая помогает составить первое представление о человеке и составить его речевой портрет личности. В нынешние время речь и словарный запас современного человека обедняется, как и знания об истории языка и её мудрости. Этим и обусловлена актуальность данной темы и необходимость её изучения. Исследования связано с разделам лингвистики, изучающий языковую личность и её речевой портрет.
Таким образом, актуальность данной темы очевидна и определяет цели и з
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………..............................................3
ГЛАВА 1 РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ.....4
1.1 Языковая личность и её речевой портрет .......................................4
1.2 Принципы описания речевого портрет…………………………….7
1.3 Понятие «пословицы и поговорки в отечественной лингвистик...8
ГЛАВА 2 РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА ИЗ РУССКОГО
НАРОДА……………………………………………………………….10
2.1Обобщённая картина человека из народа.....................................10
2.2 Лексическая характеристика носителя пословиц и поговорок...11
Заключение ...........................................................................................14
Список использованной литературы………………………………....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.:учеб.пед. изд.1957. 240 с.
Введенская Л.А.Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Ростов н./Д.:Ф.2011.380 с.
Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности :учеб. пособие. М.:Рудн.1996.340 с.
Даль В.И.Пословицы русского народа: в 2 т.Т.1./ред.: В.П.Аникин. М.:Худ. лит.1989.447 с.
Даль В.И.Пословицы русского народа: в 2 т.Т.2./ред.:М.А.Шолохова. М.:Худ.лит.1984.383 с.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.7-е изд., стереотип. М.:Рус. яз.2000.544 с.
Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник./ред.А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева.М.:Ф.2003.840 с.
Караулов. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.:Н.2019.264с.
Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М.Н. 1995. 128 с.
Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. Вып.1.С. 90-106.
Крысин Л. П. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка / // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М.:Н. 2003.527 с.
Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М.:Н.1989.450 с.
Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: Речь русских студентов на рубеже XX-XXI веков / Монография. Г: Lambert Academic Publishing, 2012.144 с.
Максимов Б. К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни // Русский язык и современность. № 2.С.120
Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: дис. … канд. филол. наук: (10.02.01) .Лессиб.2007.202 с.
Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. - дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1993.87 с.
одской и Н.Н. Розановой, на основе модели языковой личности Ю.Н.Караулова, которую сами авторы называют «функциональной моделью языковой личности» и перечисляют уровни этой модели.
Лексикон-на данном уровне отображён уровень владения лексико-грамматическими средствами языка, проводится анализ запаса словосочетаний и слов, использующихся определённой языковой личностью;
Тезарус-на второй уровне происходит отображение языковой картины мира. В процессе разработки речевого портрета особое внимание уделяется использованию формул разговорной речи, особой лексики и речевых оборотов, благодаря которым языковая личность становится узнаваемой среди других языковых личностей;
Прагматикон-включает в себя ряд целей, мотивов, интенций, коммуникативных ролей, которые определяют поведение личности в процессе коммуникации. [9 ,с.100].
Л.П.Крысин предлагает анализировать речевой портрет, основываясь также на поиске диагностирующих пятен: