Создание речевого портрета русского человека

В курсовой работе рассмотрены теоретическое понятия речевой портрет и принципы его создания; выявлены соотношения понятия «речевой портрет» со смежным ему понятием «языковая личность».
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.09.2022
Объем файла
66 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций. Именно речь помогает сформулировать мысли людей. По средствам языка мы можем получить информацию об окружающем мире, явлениях, передавать свои знания и опыт другим людям. Развитие речи влечёт за собой изменение лексического, грамматического и фонетического строя, которое возможно лишь при использовании языковых структур в живой речи. В ходе её развитие в онтогенезе, она становится главной составляющей мышления человека. Речь является вербальной коммуникацией, которая помогает составить первое представление о человеке и составить его речевой портрет личности. В нынешние время речь и словарный запас современного человека обедняется, как и знания об истории языка и её мудрости. Этим и обусловлена актуальность данной темы и необходимость её изучения. Исследования связано с разделам лингвистики, изучающий языковую личность и её речевой портрет.
Таким образом, актуальность данной темы очевидна и определяет цели и з

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………..............................................3
ГЛАВА 1 РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ.....4
1.1 Языковая личность и её речевой портрет .......................................4
1.2 Принципы описания речевого портрет…………………………….7
1.3 Понятие «пословицы и поговорки в отечественной лингвистик...8
ГЛАВА 2 РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА ИЗ РУССКОГО 
НАРОДА……………………………………………………………….10
2.1Обобщённая картина человека из народа.....................................10
2.2 Лексическая характеристика носителя пословиц и поговорок...11
Заключение ...........................................................................................14
Список использованной литературы………………………………....15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.:учеб.пед. изд.1957. 240 с.
Введенская Л.А.Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Ростов н./Д.:Ф.2011.380 с.
Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности :учеб. пособие. М.:Рудн.1996.340 с.
Даль В.И.Пословицы русского народа: в 2 т.Т.1./ред.: В.П.Аникин. М.:Худ. лит.1989.447 с.
Даль В.И.Пословицы русского народа: в 2 т.Т.2./ред.:М.А.Шолохова. М.:Худ.лит.1984.383 с.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.7-е изд., стереотип. М.:Рус. яз.2000.544 с.
Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник./ред.А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева.М.:Ф.2003.840 с.
Караулов. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.:Н.2019.264с.
Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М.Н. 1995. 128 с.
Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. Вып.1.С. 90-106.
Крысин Л. П. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка / // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М.:Н. 2003.527 с.
Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М.:Н.1989.450 с.
Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: Речь русских студентов на рубеже XX-XXI веков / Монография. Г: Lambert Academic Publishing, 2012.144 с.
Максимов Б. К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни // Русский язык и современность. № 2.С.120
Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: дис. … канд. филол. наук: (10.02.01) .Лессиб.2007.202 с.
Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. - дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1993.87 с.
 

одской и Н.Н. Розановой, на основе модели языковой личности Ю.Н.Караулова, которую сами авторы называют «функциональной моделью языковой личности» и перечисляют уровни этой модели.
Лексикон-на данном уровне отображён уровень владения лексико-грамматическими средствами языка, проводится анализ запаса словосочетаний и слов, использующихся определённой языковой личностью;
Тезарус-на второй уровне происходит отображение языковой картины мира. В процессе разработки речевого портрета особое внимание уделяется использованию формул разговорной речи, особой лексики и речевых оборотов, благодаря которым языковая личность становится узнаваемой среди других языковых личностей;
Прагматикон-включает в себя ряд целей, мотивов, интенций, коммуникативных ролей, которые определяют поведение личности в процессе коммуникации. [9 ,с.100].
Л.П.Крысин предлагает анализировать речевой портрет, основываясь также на поиске диагностирующих пятен: