Республика как форма государственного правления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Определение формы государственного правления, её особенностей и характерных черт, началось еще в Древней Греции и Риме, когда такие мыслители, как Платон, Аристотель и Цицерон начали задаваться подобными вопросами.
С тех пор концепции подвергались совершенствованию. Возникновение необходимости в совершенствовании существующих политических концепций напрямую связано с изменчивостью человеческого общества и постоянным возникновением у него новых потребностей и интересов.
Такая форма правления, как республика, появилась еще в римском государстве. В последствии, данная формация изменялась, в зависимости от того, как было устроено общество внутри государства и какими настроениями оно обладало.
Именно ввиду такой динамичности общественной жизни и важно, чтобы существующие концепции устройства государства постоянно оспаривались и изменялись, в ином случае, невозможно построить государство, которое эффективно просуществует длительный период времени
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие формы государственного правления 5
1.2. Основные подходы к определению формы правления: исторический аспект 9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 15
2.1. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления 15
2.2. Классификация республиканской формы правления 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ахвердиев, Э. А. Историческое развитие проблемы классификации формы государственного правления / Э. А. Ахвердиев // Коцепт. – 2017. – № 1. – С. 65-70.
Алимпиева, Т. Г. О проблеме толкования правовой категории «форма правления» / Т. Г. Алимпиева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 1. – С. 4-10.
Гарчева, Л. П. Отечественная юриспруденция о республике как форме правления / Л. П. Гарчева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2016. – № 10. – С. 305-310.
Гелиева, И. Н. Некоторые вопросы о сущности форм государственного правления / И. Н. Гелиева // Общество и право. – 2020. – № 1. – С. 59-65.
Калина, В. Ф. История государства и права России: учебник для вузов / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 367 с. – URL: https://urait.ru/bcode/487730 (дата обращения: 17.04.2022). – Режим доступа: по подписке НИУ «БелГУ».
Кастийо, М. Республика и общественное благо: философское наследие и современные вызовы // История философии. – 2016. – № 2. – С. 234-240.
Крючкова, Е. А. Формы правления и конституционные процессы: проблемы взаимодействия и взаимовлияния / Е. А. Крючкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2020. – № 5. – С. 109-115.
Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права: учебник и практикум для вузов / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 561 с. – URL: https://urait.ru/bcode/496313 (дата обращения: 17.04.2022). – Режим доступа: по подписке НИУ «БелГУ».
Милов, В. С. Нужна ли России парламентская республика? / В. С. Милов // Вопросы национализма. – 2019. – № 3. – С. 10-18.
Морозова, Л. А. Форма правления в трактовке русских дореволюционных юристов / Л. А. Морозова // Актуальные проблемы государства и права. – 2019. – № 5. – С. 40-44.
Религиозные воззрения на организацию формы правления сохранились и к XII веку. Так, Иоанн Солберийский выделял всего две формы правления. Первая – монархическая, предполагала, что власть внутри государства будет осуществляться монархом, который будет следовать предписаниям закона, а не собственной воле. Вторая – тираническая, подобных практик не предполагала. Однако всё равно считалось, что и тирания является справедливым государством, так как деспотичные правители появляются в случаях, когда люди ведут грешный образ жизни. Таким образом, деспотичная власть рассматривалась в качестве своего рода наказания за земные грехи, которые повсеместно совершали люди.
Фома Аквинский придерживался мнения, что наиболее удачной и справедливой формой правления является самодержавие.