Научный стиль речи
Введение
Переосмысление приоритетов школьного образования, связанное с выдвижением на первый план языковой личности учащихся, требует особого внимания к познанию лингвистической теории.
Познание, как известно, связано с овладением текстовой деятельностью. Поскольку важнейшим средством познания является язык, само познание надо рассматривать как процесс непрерывного чередования восприятия, переработки и создания текстов.
Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания научных текстов. Недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Практика показывает, что современные школьники испытывают затруднения в понимании прочитанного текста. Поэтому детей нужно учить создавать тексты научного стиля, к которым относятся: отв
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 5
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ 5
1.1 Общая характеристика научного стиля речи 5
1.2 Разновидности научного стиля речи 9
ГЛАВА 2 25
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Место научного стиля на уроках русского языка в средней школе 25
2.2 Изучение разновидностей текстов научного стиля на уроках русского языка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Н.А. Русский язык в деловой документации. Учебное пособие. - М.: Проспект. 2020. 192 с.
2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 1 (уроки 1-15). - М.: Форум. 2015. 648 с.
3. Аросева Т.Е. Научный стиль речи. Технический профиль / Т.Е. Аросева, Л.Г. Рогова, Н.Ф. Сафьянова. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. 312 c.
4. Буров А.А., Лебединская В.Г. Этимология русского языка. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. 136 с.
5. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020. 376 с.
6. Иванова А.Ю. Русский язык в деловой документации. Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт. 2019. 158 с.
7. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: Проспект. 2020. 440 с.
8. Культура речи. Научная речь. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Волкова Л.Б., Химик В.В. - М.: Юрайт. 2019. 270 с.
9. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения / Митрофанова О.Д. - Москва: ИЛ, 1976. 935 c.
10. Панов М.В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе (+ CD)/ М.В. Панов. - М.: Фонд "Развития фундаментальных лингвистических исследований", 2014. 272 c.
11. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Ганапольская Е.В., Волошинова Т.Ю. - М.: Юрайт. 2019. 304 с.
12. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Голубева А.В., Максимов В. И. -М.: Юрайт. 2019. 306 с.
13. Русский язык / 8 класс Русский язык. Автор: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Год: 2017. 226с.
14. Русский язык / 5-6 класс Русский язык. Автор: Разумовская М.М.,
Львова С.И. и др. Год 2020. 337с.
15. Русский язык / 7-8 класс Русский язык. Автор: Бабайцева В.В. Год: 2012. 417с
16. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. 278 с.
17. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. - М.: Едиториал УРСС. 2020. 296 с.
18. Юшкина Р.П., Латышева А.Н. Русская практическая грамматика. Уровень А2. - М.: Златоуст. 2019. 342 с.
Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:
Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
библиографическое описание,
собственно реферативный текст,
справочный аппарат.
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию