Лексико-семантическая адаптация заимствований в масс-медийном дискурсе

Курсовая работа, в которой изучены особенности лексико-семантической адаптации заимствований в масс-медийном дискурсе о спортивных СМИ. В ходе исследования рассмотрены вопросы развития современного масс-медийного дискуса и проанализированы лексико-семантические адаптации заимствований в жанре спортивного масс-медийного дискурса сферы спортивной индустрии.
Author image
Radik
Тип
Курсовой проект
Дата загрузки
13.09.2022
Объем файла
89 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир совершил переход в стадию информационного общества. Люди не мыслят себя без современных технологий, новых коммуникаций, виртуальной реальности. Информационное поле насыщается новой терминологией, отдельные высказывания меняют свой смысл и значение, происходит пересмотр норм и правил языка. В этой связи возникает проблема правильного восприятия полученной информации, ее понимания и интерпретации. На решение данной проблемы направлены многочисленные лингвистические, социологические, политические исследования.
Исследования масс-медиального дискурса позволяют выделить возрастающее влияние масс-медиа, что происходит за счет особой интерпретации событий, способа подачи трансформируемой информации. Кроме того, использование заимствований позволяет привлечь внимание большего числа потребителей, т.к. происходит захват внимания представителей различных лингвокультур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел 1 Вопросы развития современного масс-медийного дискурса 5

1.1. Масс-медийный дискурс в системе дискурсивных практик 5

1.2 Подходы к определению жанров масс-медийсного дискурса 8

1.3 Типология жанров масс-медийного дискурса 11

1.4 Спортивная тематика как жанр масс-медийного дискурса 15

Выводы к разделу I 18

Раздел 2  Лексико-семантическая адаптация заимствований в жанре спортивного масс-медийного дискурса сферы спортивной индустрии 19

2.1. Заимствования-номинации в современных названиях видов спорта и спортивных игр 19

2.2. Заимствования-номинации спортивного инвентаря, оборудования и одежды 22

2.3. Заимствования-номинации спортивных явлений 24

2.4. Заимствования-номинации препаратов в спортивной сфере 26

Выводы к разделу II 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Е. С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности / Е. С. Абрамова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. -  No 12 (42). – Ч. 1. – С.17-19.

2. Аякулов, Н. А. Заимствованные спортивные термины и их употребление в публицистике / Н. А. Аякулов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. - №3. – С. 12-20. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42941748 (дата обращения 11.04.2022).

3. Баранова, Т. В. Русский язык как рецептор и источник лексических заимствований: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. В. Баранова Орел, 2003. 204 с.

4. Горохова, Н. Н. Проблема многозначности понятия «Дискурс» / Н. Н.  Горохова // Омский научный вестник. – 2014. - №4 (131). – С. 90-93. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22566284 (дата обращения 10.04.2022)

5. Двойнина, А. В. Заимствования как способ пополнения спортивной лексики / А. В. Двойнина // Вестник Башкирского университета. – 2011. – Т. 1. - № 1. – С.137-140. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16461511 (дата обращения 10.04.2022).

6. Дементьев, В. В. Жанры фатического общения / В.В. Дементьев // Дом бытия : альманах по антропологической лингвистике. -  Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. - Вып. 2. - С. 50.

7. Дёшин, Р. Г. Краткий  справочник  фармакологических  препаратов,  разрешенных и запрещенных в спорте / Р.Г. Дёшин. — СПб.: Гиппократ, 2018. — 64 с.

8. Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания / Т. Г. Добросклонская // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. – 2014. - - №13(184), вып.22.-С. 181-187.

9. Дубов, А. Англицизмы и неологизмы в спорте на примере футбольной терминологии / А. Дубов // Блог «Алые паруса». – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/13/anglitsizmy-i-neologizmy-v-sporte-na-primere-futbolnoy-terminologii (дата обращения 06.04.2022)

10. Иванова, С. В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии / С.В. Иванова // Политическая лингвистика. Вып. 1 (24). - Екатеринбург, 2008. - С. 29-33.

11. Изюмская, С. С. Новые английские заимствования как средство языковой игры / С. С. Изюмская // Русск. яз. в школе. - 2000. - №4. - С. 75-79.

12. Карасик, В. И. Речевая коммуникация: дискурсивный аспект / В.И. Карасик // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2013. - N1(21). – URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения 10.04.2022)

13. Кафтан, В. В. Теоретические основания конструирования и репрезентации антитеррористического дискурса в современных социально-политических практиках / В. В. Кафтан // Политическая наука. – 2018. - №4. – С.107-123. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36601339 (дата обращения: 11.04.2022).

14. Кафтан, В. В. Теория и практики массовых коммуникаций: Учебник / В. В. Кафтан; Финуниверситет. — Электрон. дан. — Москва: КноРус, 2021. - 31 аудиофайл формата Mp3 (общая продолжительность звучания 14 ч. 40 мин.). — Доступ по паролю из сети Интернет (чтение). — Internet access. — <URL:http://elib.fa.ru/book/34275079exmo9676>. — Устная речь: аудио

15. Кириллова, Ю. Н.  Спортивная  концептуальная  метафора  в современном немецкоязычном дискурсе СМИ: Автореф. дис. ... канд. филол. наук:  10.02.04 / Ю.Н. Кириллова. - Барнаул, 2011. – 22 с.

16. Киуру, К. В. Современные дискурсные практики в новых медиа: проблема жанрообразования / К. В. Киуру // Дискурс  современных  масс-медиа  в  перспективе  теории,  социальной практики и образования. Актуальные  проблемы  современной  медиалингвистики  и  медиакритики  в России  и  за  рубежом. - Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 г. - 380 с. 

17. Комментарии к Запрещенному списку/ Под ред. А. Деревоедова. - М.: Транслит, 2010. - 32 c.

18. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000 . - С.138-139. 

19. Оломская, Н. Н. К вопросу о жанровой классификации медиадискурса / Н. Н. Оломская // Научный диалог. - 2013. - № 5 (17) : Филология. - С. 250-259.

20. Орехова, А. В. Спортивный допинг: классификация и воздействие на человека / А.В. Орехова, И.С. Москаленко , Ю.И. Шульгов / Символ науки. – 2015. - № 4. – С.190-193.

21. Панкратова О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса / О. А.Панкратова. Автореф. дис. канд. филол. наук. – Волгоград, 2005. – 22 с.

22. Титульные бои Поветкина дважды отменяли из-за допинга. Но суд оправдал боксера, все объяснили пищевыми добавками. – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/puncher/2820347.html (дата обращения 07.04.2022).

23. Тужилина, Ю. М.  Неоднородность как одна их основных характеристик масс-медийного дискурса / Ю. М.  Тужилина // Вестник Тамбовского Университета. – 2011. - №9 (101). – С. 246-249. -  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16908649 (дата обращения: 09.04.2022)

24. Тырыгина, В. А. Медиажанры в когнитивной интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики / В. А. Тырыгина. - Тамбов, 2007. - № 1. - С. 58-69.

25. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов : Колледж, 1997. - С. 88.

В. В. Дементьев выделяет пять основных жанров:
- доброжелательные беседы по душам, включая признания, комплименты;
- жанр прямых обвинений, оскорблений, выяснений отношений, ссор;
- флирт, шутка;
- жанр иронии, издевки и розыгрышей;
- праздноречевые жанры (small talk) [7, с. 55–57].
Жанровые харак
В модели, разработанной Т. В. Шмелевой, жанры дискурса рассматриваются через совокупность признаков, что можно выразить в виде:
- коммуникативной цели, дающей возможность противопоставить четыре типа речевых жанров (информативные, императивные, этикетные и оценочные);
- образа автора;
- образа адресата;
- образа прошлого с ретроактивной направленностью речевого события ( ответ, отказ, согласие, опровержение_;
- образа будущего (приглашение, обещание, прогноз);
- диктумного (событийного) содержания;
- языкового воплощения речевого жанра.