Правовое государство: концепция и реальность
Введение
В современной концепции основных прав и свобод человека и гражданина, воплотившейся в ныне действующем Основном законе Российской Федерации, главное место принадлежит правовому государству, юридически гарантируется государственная, первостепенно судебная, защита прав и свобод человека и гражданина. Обозначается признание и гарантия прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также содержится не менее важное положение о том, что непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом, тесная взаимосвязь государства с правами и свободами остаются не в полной мере исследованными и осознанными, что и делает эту проблему актуальной.
О теории правового государства говорили ещё в Древней Греции. Основоположниками этой мысли по праву считаются Сократ, Платон и Демокрит, именно они сформулировали наиважнейший признак правового государства – закон главенствует над каждым человеком. Французский правовед эпохи Просвещения, Ш. Монтескье в своих работах описал принцип разделения властей, который имеет важное значение в правовом государстве. Франко-швейцарский философ эпохи Просвещения, Ж.Ж. Руссо в своих трудах говорил о том, что добровольное следование законам – это и есть свобода, а такая идея соответствует принципам гражданского общества. Немецкий философ эпохи Просвещения, И. Кант рассматривал государство как объединение людей, которые подчинены единым законам. В XXI веке данной проблемы касались: Соколов А.Н., Козлихин И.Ю., Раянов Ф.М., Нерсесянц В.С. и другие.
Содержание
Введение
Глава 1 Сущность правового государства
1.1 Зарождение и развитие идеи о правовом государстве
1.2 Понятие, признаки и принципы правового государства
1.3 Гражданское общество: элемент правового государства
Глава 2 Реализация концепций правового государства
2.1 Реализация идей о правовом государстве на современном этапе
2.2 Российская Федерация как правовое государство
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru – ст. 30 (дата обращения: 20.04.2022)
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru – ст. 110 (дата обращения: 24.04.2022)
2. Литература
1. Аристотель, Политика//М.: Азбука, 2021. – 352 с.
2. Нерсесянц В.С., Философия права/В.С. Нерсесянц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 848 с.
3. М.Т. Цицерон, Диалоги//М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994.
4. Монтескье Ш.Л., О духе законов//М.: Рипол Классик, 2018. – 690 с.
5. Кант И., Метафизика нравов: Часть 1//М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2014 – 1120 с.
6. Кант И., Трактаты и письма//М.: Наука: памятники философской мысли, 1980 – 712 с.
7. Гегель Г.В., Философия права//М.: Академия наук СССР институт философии издательство «Мысль», 1990 – 524 с.
8. Кокошкин Ф.Ф., Лекции по общему государственному праву//М.: ЮРАЙТ, 2019. – 254 с.
9. Раянов Ф.М., Правовое государство и современный мир/М.: Юридический центр, 2012 – 175 с.
10. Коженевский В.Б., Правовое государство и особенности его формирования в РФ//Вестник ОмГУ, - вып.1, 1997. – с.101-103
11. Дроздова А.М., Признаки и принципы правового государства: их соотношение/Юридический вестник Дагестанского государственного университета, 2018 - с. 26-28
12. Смирнов В.И., Гражданственность и гражданское общество. Самоорганизация и социальный порядок/Минск: «Белорусская наука» , 2013. – 290 с.
13. Умурзакова, Н. М. Гражданское общество как социально-правовое пространство/ Н.М. Умурзакова // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 374-382.
14. Акимова М.К. и др. Гражданское общество в российских регионах. Новосибирск: СибАК, 2015. - 140 с.
15. Ямбушев Ф.Ш. О правовом государстве // III Юридические чтения: материалы научно-практич. конф. Саранск: Принт-Издат, 2017. С. 24-26.
16. Милежик А.В., Усов А.В., Шабельникова Н.А. Власть, общество и реформы в России: традиции и современность: учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточный федеральный университет, 2017. 84 с.
17. Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.
18. Манукян А.Р., Кириллова Е.А. Концепция правосубъектности государства в гражданских правоотношениях //Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 94-98.
3. Информационные ресурсы сети Интернет
1. Индекс верховенства права WJP обзор//официальный интернет-портал WJP. – URL: https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/global (дата обращения: 26.04.2022)
Таким образом, проблема формирования гражданского общества тесно связана с проблемой взаимодействия государственной власти и гражданского общества, которая в свою очередь является ключевой в процессе государственного устройства, что и обуславливает актуальность данной проблемы. На данный момент, все ещё продолжается процесс формирования гражданского общества. В современной России процесс этот усложняется отсутствием четко слаженного выхода к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием большого слоя собственников, также низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Да, на сегодняшний день преступность не сведена к минимальным показателям и правовая активность населения находится на низком уровне. Мы предполагаем, что проблемы формирования гражданского общества напрямую связаны с образованием, воспитанием, как несовершеннолетних, так и всего населения нашей страны. Под формированием гражданского общества мы должны понимать, что это осознанное участие населения в делах государства, и также участие в формировании высших и местных органов власти.