Антимонопольный контроль за организацией торгов в г. Москве

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа особенностей и проблем антимонопольного контроля за организацией обязательных торгов, а также формулирование конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты с целью повышения эффективности антимонопольного контроля на примере осуществления контроля над торгами, проводимыми в г. Москва
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
175 Кб
Количество страниц
87
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы работы обуславливается тем, что институт торгов и закупок занимает важнейшее место в развитии хозяйственно-экономического сектора государства, в связи с чем в последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению проблем антимонопольного контроля за организацией торгов. Правовой режим публичных закупок характеризуется тем обстоятельством, что осуществляемые публичными образованиями закупки оказывают существенное влияние на формирование и развитие конкурентных отношений, что требует специального антимонопольного контроля посредством закрепления антимонопольных требований к торгам, установления запретов в отношении осуществления антиконкурентных действий и т.д. При этом, антимонопольные требования распространяются и на закупки, осуществляемые непубличными участниками торгов.
В то же время правовое регулирование сферы антимонопольного контроля за организацией торгов не лишено ряда существенных недостатков и противоречий. Несмотря на предпринятые законодателем усилия по реформированию законодательства все еще имеются многочисленные нарушения, выявляемые антимонопольными органами на стадии проведения торгов, например, в части неконкурентных способов закупок, установления заказчиками условий, позволяющих формально отклонять заявки участников торгов, сговор участников закупок на торгах, «цикличность» проведения закупки и т.д. В 2020 году в Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России) поступило 88 590 жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, из которых 67 414 рассмотрены по существу. В результате рассмотрения указанных жалоб обоснованными (в том числе частично) признано 26 230 жалоб (38,9 % от рассмотренных жалоб) и 172 выдано 19 872 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Помимо этого, в 2020 году ФАС России возбуждено 28 198 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок . За 2021 год статистических данных на официальном сайте ведомства пока что не размещено.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Общая характеристика антимонопольного контроля за организацией торгов в г. Москве………………………………………………..…12
1.1. Правовая природа и виды проводимых торгов в г. Москве………..…12
1.2. Правовые основы антимонопольного контроля за организацией торгов в г. Москве…………………………………………………………………………..23
1.3. Цель, основные задачи и значение антимонопольного контроля……29
Глава 2. Организация антимонопольного контроля за нарушениями, допускаемыми в ходе торгов………………………………………………………38
2.1. Наиболее распространенные нарушения, допускаемые участниками торгов………………………………………………………………………………..38
2.2. Акты реагирования антимонопольного органа на нарушения, допускаемые участниками торгов………………………………………………....44
2.3. Порядок обжалования актов антимонопольного органа……………...59
Глава 3. Направления совершенствования антимонопольного контроля за организацией торгов в г. Москве…………………………………………………..64
3.1. Совершенствование правовых основ антимонопольного контроля за организацией торгов в г. Москве…………………………………………………..64
3.2. Совершенствование организационных основ антимонопольного контроля за организацией торгов в г. Москве…………………………………….73
Заключение………………………………………………………………..….83
Список использованных источников…………………………………….....84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
4. Лесной кодекс Российской Федерации 04.12.2006 № 200-ФЗ (ст. 79) // СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6.  Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
8. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4571.
9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
10. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ 2002, № 43, ст. 4190.
11. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
12. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ, 2002, № 4, ст. 251.
13. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ 2005, № 30, ст. 3126. 
14. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ 1999, № 7, ст. 879.
15. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ 1995, № 10, ст. 823.
16. Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1412.
17. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5188.
18. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.09.2013, № 35, ст. 4514.
19. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.09.2013, № 35, ст. 4514.
20. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 14.10.2019, № 41, ст. 5713.
21. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ, 16.12.2019, № 50, ст. 7413.
22. Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Правительства Москвы от 12.04.2011 №123-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте города Москвы по конкурентной политике» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 22, 19.04.2011.
25. Постановление Правительства Москвы от 12.04.2011 №119-ПП «О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 22, 19.04.2011.
26. Постановление Правительства Москвы от 28.06.2016 № 371-ПП «Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 37, 05.07.2016.
27. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // СЗ РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.

Научная и учебная литература:
229. Андреева Л.В. Правовые проблемы развития торговли в условиях цифровой трансформации / Л.В. Андреева // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 36 - 43.
30. Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М.: Проспект, 2019. С. 166 - 182.
31. Байрашев В.Р. Практика судебного обжалования предписаний ФАС России о внесении изменений в положение о закупке // Прогосзаказ.рф. 2017. № 5. С. 22 - 29.
32. Белов В.Е. Новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора на торгах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 1. С. 17 - 21.
33. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В. Малько. М., 2005. С. 139.
34. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012.
35. Вайпан В.А. Состояние, проблемы и перспективы развития контрактной системы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 4. С. 9 - 12.
36.  Диденко А. А., Артемов А. В. Понятие и формы торгов в гражданском праве // Научный журнал КубГАУ. 2015. №110 (06). С. 1-17.
37. Егорова М.А. Проблемы в правоприменении запретов per se на современном этапе // Право и экономика. 2017. № 6. С. 5 - 14.
38. Исмаилов Ч.М. Отдельные проблемы совершенствования законодательства о контрактной системе в сфере закупок как межотраслевого института // Администратор суда. 2020. № 3. С. 22 - 25.
39. Истомин В.Г. Антимонопольные требования к торгам: юридический анализ норм Закона «О защите конкуренции» и практики их применения // Юрист. 2015. № 1. С. 31 - 35.
40. Кванина В.В. Отдельные проблемы правового режима реестра недобросовестных поставщиков // Гражданское право. 2017. № 1. С. 32 - 36.
41. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012.
42. Кобаненко М.А. Настоящее и будущее контроля государственных закупок // Закон. 2021. № 8. С. 35 - 40.
43.  Конкурентное право: учебник / Д.А. Гаврилов, С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин; отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015.
44. Лапина М.А. Административная юрисдикция в системе административного процесса: монография. М.: Финансовый университет, 2013.
45. Матвеева М. А. Особенности заключения гражданско-правового договора на торгах // Альманах мировой науки. 2019. №5 (31). С. 87-88.
46. Мубаракшина Э.Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Вестник науки и образования. 2018. № 16-1. С. 69-73.
47. Петрищева Е.Н., Лемайкина С.В. Правовые аспекты государственного регулирования Рунета // Юристъ – Правоведъ. 2017. № 3. С. 177-183.
48. Петров Д.А. Правовые основы антимонопольного контроля в ходе организации и проведения торгов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2010. № 1. С. 39-50.
49. Салищева Н. Г. Административно-процессуальные отношения: развитие на современном этапе, проблемы законодательного регулирования // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 1. С. 17–29.
50. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. Зарубежный опыт осуществления государственных закупок // Фундаментальные исследования. 2016. № 6. С. 465-469.
51. Сироткина Н.Г. Государственные и муниципальные закупки как часть бюджетного процесса в Российской Федерации: Учебное пособие. Н. Новгород, 2006. С. 6.
52. Смирнов В.И. Парадоксы целеполагания, или Почему аукционам не место в общественных закупках // Государственные и муниципальные закупки-2009: Сборник докладов. М., 2010.
53. Тасалов Ф.А. Принцип развития конкуренции в контрактных системах России и США: понятие, значение, гарантии реализации // Закон. 2014. № 5. С. 146 - 152.
54. Тен А.Л. Административно-правовое обеспечение единого экономического пространства // Административное право и процесс. 2012. № 5. С. 2 - 7.
55. Тенишев А.П., Хамуков М.А., Дозмаров К.В. Использование эконометрических методов при расследовании антиконкурентных соглашений и запрещенных согласованных действий // Российское конкурентное право и экономика. 2016. № 3 (7). С. 10 – 17
56. Франскевич О.П. Сговоры на торгах как форма монополистической деятельности // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 1. С. 16 – 19
57. Хмиль И.В., Ясина И.В. Актуальные вопросы торгов, как института гражданского права // Colloquium-journal. 2020. № 5-8. С. 28-30.
58. Шаповал В.Н. Особенности антимонопольного контроля в российской Федерации // Инновации в науке. 2018. № 5. С. 89-91.
59. Шмелева М.В. Реформирование законодательства в области государственных закупок // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 42 - 46.

Материалы судебной и правоприменительной практики:
60. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 // СПС «КонсультантПлюс».
61. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
62. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2022 № 305-ЭС21-18234 по делу № А40-108060/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
63. Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2021 № 305-ЭС21-18234 по делу № А40-108060/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
64. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221 по делу № А40-312524/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
65. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2013 г. по делу № А79-6517/2012 / СПС «КонсультантПлюс».
66.  Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2012 г. по делу № А63-6641/2012 / СПС «КонсультантПлюс».
67. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2015 № Ф05-12249/2015 по делу № А40-23273/13 // СПС «КонсультантПлюс».
68. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2016 № Ф07-5648/2016 по делу № А21-4708/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
69. Определение Арбитражного суда Московской области по делу № А41-32424/10 // СПС «КонсультантПлюс».
70. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2017 № 15АП-2174/2017 по делу № А32-1/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
71. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу № А43-9786/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
72. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 №15АП-1079/2020 по делу № А53-1500/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
73. Приказ Московского УФАС России от 14.02.2019 года № 29 «Об утверждении Порядка ознакомления с материалами дела в Московском УФАС России» // СПС «КонсультантПлюс».
74. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 5 марта 2019 г. по делу № 1-00-423/77-19 // СПС «КонсультантПлюс».
75. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 20 апреля 2020 г. по делу № 077/07/00-6829/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
76. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 28 мая 2019 г. по делу № 077/07/00-2198/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
77.  Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 14 июня 2018 г. по делу № 1-00-1092/7718 // СПС «КонсультантПлюс».
78. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 10 декабря 2020 г. по делу № 077/07/00-21341/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
79. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 2 апреля 2019 г. по делу № 077/01/00-160/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
80. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 05 апреля 2022 г. по делу № 077/07/00-5175/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
81. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 05 августа 2021 г. по делу № 077/07/00-13041/2021 // СПС «КонсультантПлюс».
82. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 04 августа 2021 г. по делу № 077/07/00-13012/2021 // СПС «КонсультантПлюс».
83. Решение Московского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 30 августа 2019 г. по делу № 077/07/00-8255/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
84. Решение Владимирского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 10.06.2022 по делу № 033/10/18.1-375/2022// СПС «КонсультантПлюс».
85. Решение Новосибирского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 16.05.2022 по делу № 054/01/18.1-826/2022// СПС «КонсультантПлюс».
86. Разъяснение «По вопросу проведения государственных (муниципальных) закупок лекарственных препаратов для ветеринарного применения, зарегистрированных в других государствах – членах Евразийского экономического союза» от 28.07.2022 №МШ/71707/22 России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/688492 (обращения 11.09.2022).
Интернет-ресурсы:
87. Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: file:///C:/Users/Home/Downloads/доклад_к_Коллегии_ФАС_России-1619685125.pdf  (дата обращения 23.08.2022).
88. Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: file:///C:/Users/Home/Downloads/доклад_к_Коллегии_ФАС_России-1619685125.pdf (обращения 23.02.2022).
89. Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://penza.new.fas.gov.ru/documents/4-2018-485e3b91-4d55-4e97-959a-ff19d8defa8f (дата обращения 02.09.2022).
90. Презентация А.В. Молчанова «Судебная практика применения антимонопольного законодательства». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/p/presentations/609 (дата обращения: 05.09.2022 г.)

Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
По смыслу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Однако, кого считать заинтересованным лицом ГК РФ не раскрывает. Полагаем, что заинтересованным лицом, в данном случае, можно считать лишь лицо, чьи права будут восстановлены в случае приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение. По смыслу абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ отсутствие заинтересованности в применении последствий недействительности ничтожной сделки является самостоятельным основанием для отказа в иске.