Государственный долг и его последствия для национальной экономики РФ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы и её актуальность. Во многих странах с развитой экономикой государственный долг неуклонно рос с 1970-х годов, и этот вопрос стал особенно актуальным и политизированным после Великой рецессии. Последние данные об экономическом росте страны, фискальной ситуации, государственном долге, а также методы сокращения дефицита и долга являются одними из актуальных вопросов для национальной экономики.
Глобальный долг резко вырос за последние два десятилетия и представляет серьезную проблему для мировой экономики, поскольку может представлять серьезную угрозу макроэкономической, финансовой и бюджетной стабильности, что, в свою очередь, может усилить неопределенность среди экономических агентов. Высокий уровень долга может препятствовать экономическому росту, особенно в стране с большим долговым бременем, а также может усиливать волатильность темпов роста ВВП.
Степень изученности проблемы. Существует обширная литература о взаимосвязи между государственным долгом и экономическим ростом. Взаимосвязь между этими двумя переменными исследовалась как в развитых, так и в развивающихся странах. Среди российских учёных следует выделить работы Маловичко А. Ю., Видеркер Н. В., Гордеев В. В., Файберг Т. В.,Леднева Ю. В., Разумов С. С.
Анализ работ по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время в целом сформированы основные проблемы неэффективного управления государственным долгом. Но при всём многообразии имеющегося материала по корреляции национальной экономики и государственным долгом недостаточно внимания уделяется вопросам совершенствования механизма управления государственным долгом. Актуальность темы исследования, её практическая значимость определили выбор темы данной курсовой работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты влияния государственного долга на национальную экономику 6
1.1. Сущность и виды государственного долга 6
1.2. Роль управления государственным долгом в экономике государства 10
1.3. Последствия дефолта по государственному долгу на экономику в мировой практике 15
2. Практический анализ государственного долга и национальной экономики Российской Федерации 18
2.1. Анализ состояния национальной экономики России 18
2.2. Оценка динамики и структуры государственного долга Российской Федерации 21
3. Рекомендации по совершенствованию роли государственного долга в национальной экономике 26
3.1. Направления совершенствования улучшения инвестиционного климата для национальной экономики 26
3.2. Проект по управлению государственного долга в
Российской Федерации 31
Заключение 34
Список литературы 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ: по состоянию на 07.04.2020 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 03.08.1998. – № 31., ст. 3823.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: по состоянию на 30 марта 2020 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 07.08.2000. – № 32., ст. 3340; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ruМонографии:
3. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. И. П. Николаевой, д.э.н., проф. Л. С. Шаховской. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 240 с.
4. Спиридонов, И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 128 с.
Публикации периодической печати:
5.Балюк И. А. Влияние внешних санкций на долговую политику России //Экономика. Налоги. Право. – 2020. – Т. 13. – №. 4. – С. 29-43.
6.Балюк И. Внешний долг Китая: современное состояние и перспективы //Проблемы Дальнего Востока. – 2020. – №. 3. – С. 80-93.
7.Бобриев Р. В. Государственные заимствования в современных условиях //Государство и право. – 2020. – №. 2. – С. 97-106.
8.Букина И. С. Бюджетно-налоговая политика и рынок государственного долга в I полугодии 2020 г //Федерализм. – 2020. – №. 3. – С. 169-187.
9.Гордеев В. В., Файберг Т. В. Государственный долг субъекта Российской Федерации и причины его возникновения //Научный диалог: молодой ученый. – 2020. – С. 4-9.
10.Довгун А. Е. Суверенные фонды и Бюджетное правило-влияние на формирование государственного долга, устойчивость национальной валюты, бюджетной системы и макроэкономической ситуации в целом //Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2020. – №. 4. – С. 88-93.
11.Замаратский Л. А. О
Центральные банки также отслеживают и оценивают фискальную ситуацию. В то же время ухудшение состояния государственных финансов нельзя игнорировать по двум основным причинам. Во-первых, это потенциальная угроза фискального доминирования. Это просто ситуация, когда центральный банк оставляет свою денежно-кредитную политику свободной, пытаясь не увеличивать стоимость обслуживания и без того очень высокого государственного долга, даже при наличии очевидного инфляционного давления. Вторая причина, которая, в отличие от первой, актуальна и для нашей экономики, заключается в отслеживании потенциального влияния неблагоприятных явлений в государственных финансах на финансовую стабильность. В этом случае существует двусторонняя связь между финансовым и государственным секторами. Это связано с тем, что основными инвесторами в государственные облигации обычно являются отечественные финансовые институты. Если их балансы в значительной степени сосредоточены на государственных облигациях, это представляет собой явный источник системного риска[1].
Одной из общих черт западных стран является их огромный долг. Коэффициент долга, то есть государственный долг в процентах от объема производства, в западных странах намного выше, чем в среднем по миру.
Одна из причин этой неопределенности заключается в том, что дефолт не случаен. Дефолты могут быть как причиной, так и следствием экономического спада. Пять последствия, которыми дефолт по государственному долгу нанесет ущерб главным аспектам по всей стране:
1. Более дорогие кредиты для малого бизнеса. Неуплата долга приведет к автоматическому понижению кредитного рейтинга страны и повышению процентных ставок для населения. Кредиты для малого бизнеса станут дороже, поскольку частные кредиторы будут вынуждены увеличить процентные ставки.