Применение физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: правовой аспект
Введение
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все равны перед законом никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. В Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Уголовно – исполнительная система Российской Федерации находится на стадии развития. Концепция развития уголовно – исполнительной системы до 2030 года подразумевает создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих: гуманное отношение к осужденным, подозреваемым и обвиняемым, права человека и его интересы
Анализ деятельности пенитенциарной системы свидетельствует об имеющихся трудностях на данном направлении, что также связано с недостаточностью исследования в науке как общетеоретических, так и прикладных проблем в сфере обеспечения безопасности в исправительных учреждениях и применения таких специфических принудительных мер как физическая сила, специальные с
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ 6
1.1 Правовые регулирование порядка и оснований применения физической силы и специальных средств и оружия 6
1.2. Виды специальных средств и основания их применения 12
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 18
2.1 Уголовная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы за действия, связанные с незаконным применением ими физической силы, специальных средств и оружия 18
2.2. Проблемы правового регулирования действий сотрудников УИС, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия 41
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 49
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные и правовые акты и документы
Генеральная ассамблея ООН. Декларации. Всеобщая декларация прав человека. [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.]. – [Электронный ресурс] / ИПО Гарант // URL: http://base.garant.ru/10135532/#ixzz4r4xUe44I (дата обращения: 25.11.2017).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года № 1 – ФЗ (ред. от 21.12.2021) // "Собрание законодательства РФ",1997, № 2, Ст. 198.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ (в ред. 08.12.2020) «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст. 5681.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"// "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (в ред. от 01.12.2021 г.) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. Ст. 3878.
Приказ Минюста России от 23 июня 2005 года № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях федеральной службы исполнения наказаний» – [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/prof/16139 (дата обращения 25.02.2022)
Судебная практика
Решение Куйбышевского районного суда по иску о признании действий государственного органа о применении к содержащемуся под стражей подсудимому
е противоправные деяния именуются административными проступками (правонарушениями). В. А. Поникаров считает, что сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны соблюдать в процессе совершения своей деятельности правила и регламенты, закрепленные в нормативных правовых актах Российской Федерации, что в свою очередь регламентировано требованиями служебной дисциплины [1, с. 10]. Однако, в случае совершенного правонарушения, сотрудник УИС привлекается к административной ответственности, к примеру, в виде штрафа, и несет данное наказания, при этом руководство привлекает данного сотрудника еще и к дисциплинарной ответственности. Таким образом, один сотрудник привлекается и к административной, и к дисциплинарной ответственности, при этом за одно и то же правонарушение, что противоречит требованиям КоАП РФ. Так, В.А. Поникаров в своих научных трудах предлагает закрепить на федеральном уровне правило, регулирующее отмену привлечения сотрудника УИС к дисциплинарной ответственности, в случае