Поэтика прозы non-fiction на примере произведения Рубена Гальего «Белое на чёрном
ВВЕДЕНИЕ
Нон-фикшн – особый литературный жанр, в котором сюжеты основаны исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть добавлены небольшие художественные вкрапления, но это количество не должно иметь приоритет над документальным.
Автор играет важную роль в научно-популярном творчестве. Через его мировоззрение, жизненный опыт, эстетические, религиозные и политические убеждения констатируется тот факт, что он стал доступным в какой-то момент своей жизни.
Многие уже знакомы с жанром нон-фикшн, а журналистские расследования (или журналистика) ближе всего на телевидении.
Прямое изложение фактов и событий — это нормальная статистика, но превращение этой информации в художественное произведение — признак нон-фикшн, так как все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями.
Конечно, грань между вымыслом и изложением реальных фактов авторским восприятием очень тонка. В результате многих людей смущает терминология, и их ча
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные особенности жанра non-fiction: композиция и основные приемы 5
1.1 Композиционные особенности жанра non-fiction 5
1.2 Основные приемы жанра non-fiction 7
1.3 Языковые композиции жанра non-fiction 11
Вывод по первой главе 12
Глава 2. Образ рассказчика жанра non-fiction на примере произведения Рубена Гальего «Белое на чёрном» 13
2.1 Творческая история романа Рубена Гальего «Белое на чёрном» 13
2.2 Образ автора-повествователя произведения Рубена Гальего «Белое на чёрном» 16
2.3 Оценочность авторской позиции в художественной антитезе «черное» - «белое» 20
Вывод по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, А. Литература non fiction: вымыслы и реальность / А. Абрамов, М. Айзенберг, М. Балина, С. Гандлевский [и др.] // Журнальный зал. — https://magazines.gorky.media/znamia/2003/1/literatura-non-fiction-vymysly-i-realnost.html (дата обращения: 22.02.2022).
2. Бударина, С. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? [Электронный ресурс] / С. Бударина // FB.ru. – Режим доступа: http://fb.ru/article/175857/sovremennyiy-nonfikshn-chto-eto-odnorazovoe-chtivo-ili-sereznaya-literatura. – Дата обращения: 01.06.2016.
3. Железная, Н. Что такое «нон-фикшн»? [Электронный ресурс] / Н. Железная // ЛитКритика: белорус. лит. портал. – Режим доступа: http://litkritika.by/categories/literatura/raznoe/2161.html. – Дата обращения: 01.06.2016.
4. Казакова, Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2016. — № 3 (47). — С. 7–12.
5. Литература non fiction: вымыслы и реальность [Электронный ресурс] / А. Абрамов, М. Айзенберг, М. Балина, С. Гандлевский [и др.] // Журнальный зал. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/r1.html. – Дата обращения: 01.06.2016.
6. Мильчин, К. В чем правда? Почему в России растет интерес к реальной жизни [Электронный ресурс] / К. Мильчин // Русский репортер. – 2010. – № 47 (175). – Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2010/12/01/nonfiction. – Дата обращения: 01.06.2016.
7. Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016.
8. Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? – статья, Бударина Светлана, 2015.
Авторам научно-популярных произведений очень полезно овладеть искусством интервью. Благодаря интервью с главным героем рассказа можно получить реальный, живой и достоверный материал.
Для раскрытия образа героя произведения автор использует приемы, характерные для художественных произведений. Во-первых, это диалог. Реакция персонажа на фразу или событие дает более полный и подробный образ, чем фрагмент интервью. Это может быть хорошо подготовлено для человека.
Довольно распространенным приемом является раскрытие образа человека через художественные детали. Это может быть особая привычка, характеризующая людей, одежду, предметы быта, мебель и другие элементы интерьера. Поведение человека и его привычки во многом характеризуют его гораздо более объективно, чем любое слово.
Другой способ — описать событие с точки зрения участников события. Это как взгляд изнутри, объяснение ситуации изнутри человеческого сознания.