Совершенствование разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнем власти в современной России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское государство переживает сложный период своего функционирования и развития. Вопрос разграничения полномочий в России остается наиболее важным как для настоящего времени, так и в историческом прошлом. Разграничение полномочий не только сугубо узкий вопрос разделения компетенций в формате государственного управления; он может рассматриваться шире, затрагивая целиком региональную политику, и вопросы, связанные с ней.
В первом случае речь идет об основном наборе определенных мер проводимых центром по отношению к субъекту, что касается второго то, региональная политика включает выработку курса во взаимоотношениях центра-региона в общегосударственном уровне. Данный курс становится стратегическим направлением, в формате которого начинают работать исполнители, приниматься решения и меры, исходом которых является дальнейшая судьба государства, его процветание, целостность и безопасность, а так же дальнейшие процессы в международном пространстве если смотреть в глобальном плане.
Поэтому в особенности для современной России, состоявшейся как сравнительно молодое федеративное государство, в котором региональные политические процессы вошли в фазу стабильности сравнительно недавно и имеющей на сегодня множество подводных камней и проблем в сфере механизмов урегулирования, актуален анализ и корректировка, а возможно и пересмотр отдельных пунктов в сфере управления и разграничения полномочий.
Содержание
Введение………………………………………………...………………….4
Глава 1. Теоретические и методологические основы разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти……..9
1.1. Проблема разграничения полномочий в многоуровневых системах управления и подходы к ее решению в науке………………………………..9
1.2. Законодательство Российской Федерации о разграничении полномочий между федеральным центром и региональным уровнем власти……………………………………………………………………………16
1.3 Модели построения взаимоотношений между федеральной и региональной властью…………………………………………….……………..28
Вывод по главе 1…………………………………………………………36
Глава 2. Анализ Российской системы взаимоотношений между федеральным и региональным уровнем власти………………………………37
2.1. Система государственного управления современной России.........37
2.2 Разграничение полномочий центра и регионов в практике управления РФ……………………………………………………………..…..44
2.3. Социально-экономические и политико-правовые проблемы, вытекающие из существующей практики разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти……………………………...58
2.4 Проблема унитаризма в развитии отношений центра и регионов…………………………………………………………..………………72
Вывод по главе 2…………………………………………………………82
Глава 3. Разработка методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти в России………………….85
3.1.Методология решения проблем во взаимоотношениях федерального центра и регионов в России……………………………………………………85
3.2. Методологические рекомендации по совершенствованию взаимоотношений федерального центра с субъектами Российской Федерации………………………………………………………………………90
3.3. Оценка эффективности выработанных рекомендаций…………...99
Вывод по главе 3……………………………………………………….105
Заключение………………………………………………………………107
Список литературы……………………………………………………...113
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. .Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29.12.2004 № 199-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
3. Федеральный закон от 21.12.2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
5. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ (ред. от 31.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2020 г. № 1196 «О внесении изменения в Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации».
Учебная и научная литература:
8. Андриченко Л.В. Законодательство Российской Федерации в сфере разграничения полномочий: проблемы и перспективы / Л.В. Андриченко // Современное общество и право. - 2019. - № 1. - С. 36-40.
9. Аникин С.Б. Организация исполнительной деятельности по предмету совместного ведения России и ее субъектов: монография / С.Б. Аникин; ред. В.М. Манохин. - Саратов, 2020. - 215 с.
10. Аринин А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. / А.Н. Аринин. - М.: Изд. Института этнологии и антропологии РАН, 2019. - (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №105). - 46 с.
11. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России: Федерализация и гражданское общество. / А.Н. Аринин. - М.: ООО «Северо-Принт», 2020. - 284 с.
12. Багомедов М.А. О совершенствовании государственного регулирования социальной сферы регионов / М.А. Багомедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - № 3. - С. 67-70.
13. Баженов П.С. Совершенствование модели экономического федерализма в России как условие развития регионов / П.С, Баженов, Е.В, Баженова, И.В. Данилова // Журнал «Вопросы управления» (электронная версия регулярного бумажного издания Уральского института управления РАНХиГС). Выпуск № 4 (17), декабрь 2021 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2021/04/17/ (дата обращения 15.03.2022).
14. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 39 (366). - С. 13-27.
15. Балыхин Г.А. Распределение полномочий между федерацией и регионами в сфере образования / Г.А. Балыхин, А.Н. Майоров // Alma mater. - 2021. - № 9. - C. 8-16.
16. Басиев М.С. Реализация принципа децентрализации в организации деятельности законодательных органов государственной власти в Российской Федерации / М.С. Басиев // Российский парламентаризм: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. -Владикавказ, 2019. - C. 111-119.
17. Бекбосынов М.Б. Российский федерализм: дилеммы политического выбора: научное издание / М.Б. Бекбосынов. - М., 2021. - 311 с.
18. Бухвальд Е.М. Перераспределение полномочий: возможен ли новый этап развития российского федерализма? // Этап: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 1. С. 9–24.
19. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. С. 3–7.
20. . Горшков А.С., Васецкий А.А. О властной вертикали в системе политического устройства России (к 10-летию создания СЗФО) // Личность. Культура. Общество. 2020. Т. 12, вып. 4 (59–60). С. 184–192.
21. Джумов А.М., Казанцев С.В. Консолидация финансовых ресурсов в регионах // ЭКО: Всерос. экон. журн. 2021. № 12. С. 145–148.
22. Добрынин Н.М. Системный подход к федеративному устройству России / Н.М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева // Федерализм. - 2019. - №3. - C. 155-168.
23. Загидуллин Р.И. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р.И. Загидуллин. - Казань, 2021. - 27 с.
24. Задорин И.В. Состояние и перспективы развития российского федерализма в общественных представлениях и настроениях / И.В. Задорин, Д.Г. Зайцев // Политическая наука. - 2021. - № 4. - С. 258-276.
25. Казаков В.В. Зарубежный опыт регионального выравнивания // Вестник Томск. гос. ун-та. 2020. № 313.
26. Казанцева О.Л. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в условиях государственно-правовой централизации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.Л. Казанцева. - Барнаул, 2019. - 24 с.
27. Кириенко Г.С. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) функций и услуг: проблемы и перспективы / Г.С. Кириенко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 8. - C. 15-19.
28. Комбарова Е.В. Конституционно-правовые основы разрешения разногласий в системе органов публичной власти Российской Федерации / Е.В. Комбарова; под ред. В.Т. Кабышева. - Саратов, 2020. - 53 с.
29. Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. / Сарат. гос. акад. права; [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. - Саратов, 2021. - Вып. 12. - 254 с.
30. Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика субъектов Российской Федерации в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / С.В. Корсакова // Законность и правопорядок в современном обществе: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 18 нояб. 2021 г. - Новосибирск, 2021. - C. 107-112.
31. Левина В.В. Межбюджетное регулирование на региональном уровне: тенденции и перспективы развития: монография / В.В. Левина. - М., 2021. - 407 с.
32. Лексин В.Н. Категория полномочий в диагностике российского федерализма и качества государственного управления // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2020. Т. 5. № 6 (26).
33. Ляпин И.Ф. Видовая характеристика децентрализации государственной власти / И.Ф. Ляпин / Образование и право. - 2019. - № 6. - С. 63-73.
34. Максимова Е.Е. Компетенция органов местного самоуправления в отдельных сферах муниципального управления, связанных с осуществлением государственных полномочий: (на примере федерального законодательства и законодательства Новосибирской области) / [Е.Е. Максимова, Е.С. Комличенко]. - Новосибирск, 2021. - 123 с.
35. Мацнев А.А. Государственно-правовые механизмы управления и федерализм в современной России: поиск оптимума / А.А. Мацнев // Вопросы национальных и федеративных отношений: сб. науч. ст.: [Вып. 1] / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2021. - C. 74-93.
36. Оганесян Т.О. Правовые проблемы и пути совершенствования разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в сфере бюджетных отношений // Науч- ные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Право. 2019. № 20 (115).
37. Петров М.П. Принцип единства системы исполнительной власти в условиях федерализма: между вертикалью и децентрализацией / М.П. Петров // Вестник Академии права и управления. - 2021. - № 24. - С. 10-20.
38. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ // Известия высших учебных заведений: Поволжский регион: Общественные науки. 2021. № 3 (11).
39. Пименова (Краснова) О.И. Процедурный механизм совершенствования системы разграничения предметов ведения и полномочий (компетенции) между федеральными и региональными органами государственной власти в Российской Федерации: перспективы развития / О.И. Пименова (Краснова), Е.А. Пименов//Государство и право. -2021. - №11.- C. 49-58.
40. Плетникова М.С. Конституционно-правовые аспекты разграничения бюджетных полномочий между органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.С. Плетникова. - Челябинск, 2019. - 24 с.
41. Полежаев В.М. Федерализм как политико-правовая основа сохранения государственной целостности и единства власти Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук / В.М. Полежаев. - Чита, 2021. - 21 с.
42. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. СПб.: Наука, 2021.
43. Рудаков A.B. Актуализация проблемы федеративных отношений в России. В сб. Россия: перспективы и пути развития. / А.В. Рудаков - М.: Изд-во РАГС, 2021.
44. Сафронов К.В. Взаимоотношения «центр-регионы» в современной России: основные этапы эволюции / К.В. Сафронов // Вестник Московского университета. Серия 12: политические науки. Издательство: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . – 2019. - № 5. – С. 72.-74.
45. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России: монография / А.Г. Силуанов. - М., 2019. - 295 с.
46. Соболевская Ю.В. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ю.В. Соболевская. - М., 2019. - 27 с.
47. Судакова Н.Н. Институт разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами в рамках выстраивания вертикали власти в России / Н.Н. Судакова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 4. - С. 312-315.
48. Тарханов М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации / М.В. Тарханов, Е.В. Шленева // Бизнес в законе. - 2019. - № 4. - С. 15-18.
49. Телин К.О. Влияние муниципальной реформы на трансформацию российского федерализма: автореф. дис. ... канд. полит. наук / К.О. Телин. - М., 2019. - 27 с.
50. Тихомиров Ю.А. Государственное управление и перспективы развития / Ю.А. Тихомиров, Г.А. Василевич // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2019. -№ 6. - C. 21-25.
51. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. / Р.Ф, Туровский. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2020. - 792 с.
52. Туровский Р.Ф. Политическая география. / Р.Ф Туровский - М.: Смоленск, 2019.
53. Чуб А.А. Регионы России: факторы устойчивости и институциональные предпосылки развития в условиях глобализации. / А.А, Чуб. Издательство: Инфра-М. Серия: «Научная мысль», 2019. - 232 с.
54. Щербаков Г.А. Федерализм как основа модернизации социальной политики современной России: монография / Г.А. Щербаков. - Тюмень, 2019. - 230 с.
55. Яровой Г.О. Актуальные вопросы взаимодействия «центр - регионы» в Российской Федерации / Г.О. Яровой // Актуальные вопросы истории, политики и права. Материалы межведомственной научно-практической конференции, 25-26 апреля 2020 года. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. - С. 138-143.
56. Заякин В.Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - С. 202-204. - URL: https://moluch.ru/archive/341/76657/ (дата обращения: 20.01.2022).
Интернет-источники:
57. https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/ - сайт РосИнфоСтат (дата обращения: 20.01.2022).
58. http://glos.virmk.ru/ – официальный сайт сетевого образовательного проекта «Политическая наука и публичное администрирование». Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол наук Санжаревский И.И., 2020 (дата обращения: 25.03.2022).
59. https://archive.org/web/ – официальный сайт интернет-архиваWaybackMachine (дата обращения: 13.04.2022).
60. https://gutp.mosreg.ru/dokumenty/municipalnye-obrazovaniya-moskovskoi-oblasti – официальный сайт Главного управления территориальной политики Московской области (дата обращения: 16.12.2021).
61. https://constitution.garant.ru – официальный сайт Конституции Российской Федерации (дата обращения: 04.04.2022).
62. http://pravo.gov.ru/ – официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации (дата обращения: 04.02.2022).
63. http://www.egisso.ru/site/ – официальный интернет-портал. Единая государственная информационная система социального обеспечения(дата обращения: 04.02.2022).
64. http://sozd.parliament.gov.ru/bill/489161-7 – официальный сайт системы обеспечения законодательной деятельности (дата обращения: 04.02.2022).
Существующую социальную стратегию страны определяет Концепция долгосрочного социально-экономического развития, о которой упоминалось в начале главы. Она во многом формирует современный подход к вопросам существующей социальной сферы страны: постепенный уход от иждивенческого понимания социальной защиты и формирование современного гражданского общества равных возможностей реализации имеющегося личностного потенциала, развивающегося, в первую очередь, интеллектуально.
Действующая в настоящее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. [20, с. 147].
Приоритетной целью разработки Концепции стало определение путей и способов формирования и обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 года) устойчивого роста благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Одной из стратегических задач является достижение к 2020 году показателей уровня доходов и качества жизни россиян, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.