Структура пространства эмиграции в романе Э. М Ремарка «Ночь в Лиссабоне»

Курсовая работа, в которой основная идея состоит в изучении пространства эмиграции в творчестве Э.М.Ремарка. Материалом для анализа послужило произведение Эриха Марии Ремарка «Ночь в Лиссабоне».
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.09.2022
Объем файла
115 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века, представитель «потерянного поколения». Тема эмиграции играет важную роль в творчестве Ремарка. Он покинул Германию в 1932 году и был лишен немецкого гражданства в 1938, поэтому он так и не смог вернутся на родину. Писатель, который вынужден был покинуть родную Германию и провести свою жизнь сначала в Швейцарии, потом во Франции, а под конец и в США не понаслышке знает о том, что такое эмиграция. В это тяжелое время Ремарк переосмыслил свое отношение и к литературе, и к происходящему вокруг. Он осознал, что сам является человеком без родины, изгнанником и эмигрантом. Вынужденная эмиграция стала особым этапом в творчестве Ремарка и оказала на него огромное влияние.
Цель работы: изучить пространство эмиграции в творчестве Э.М. Ремарка. Термин «пространство эмиграции»- это пространство, выстраиваемое прежде всего с позиции героя-эмигранта, создающее определенные типы сюже

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения пространства эмиграции в немецкоязычной художественной литературе XX века
1.1 Понятие «пространство эмиграции» в немецкоязычной художественной литературе XX века: специфика формирования и основные особенности
1.2 Соотношение пространства эмиграции и сюжета эмигрантской пенталогии в художественных произведениях Л. Фейхтвангера, К. Манна, Э.М. Ремарка
1.3 Катарсис как художественный элемент построения сюжета эмигрантских романов немецких писателей XX века
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Пространственная структура эмиграции в романе Э. М. Ремарка «Ночь в Лиссабоне»
2.1 Динамика пространства эмиграции в художественном тексте романа Э.М. Ремарка
2.2 Символический центр пространства эмиграции: Оснабрюк, родной город Штайнера
2.3 Концентрическая структура пространства эмиграции в романе Э.М. Ремарка как детерминанта события: имя − многоимённость – анонимность
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Список источников:

Feuchtwanger L. Exil / Lion Feuchtwanger. – Berlin : Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1976. – 794 S.

Mann K. Der Vulkan: Roman unter Emigranten / Klaus Mann. – Reinbek bei Hamburg : Rowohlt Taschenbuch Verlag, 1999. – 572 S.

Remarque Е. М. Die Nacht von Lissabon : книга для чтения на немецком языке / Erich Maria Remarque. - СПб. : КАРО, 2005. - 384 с. 

Архипов Ю.И. Немецкая литература в изгнании / Ю.И. Архипов // История немецкой литературы : в 5 т. – Т. 5 : 1918–1945. – М., 1976.

Башляр Г. Поэтика пространства / Г. Башляр // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. - М., 2004. - С. 5-2-12.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерманн. – М. :
Республика, 1996. – 312 с.

Булыгина Т. В. Перемещение в пространстве как метафора эмоций / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка: Языки пространств : [сб. ст.]. - М . , 2000.

Литвиненко Н.А. Феномен катарсиса: современные подходы / Н.А. Литвиненко // Филология в системе современного университетского образования. – Вып. 7. – М., 2004.

Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М. : Восточная литература, 2000. – 408 с.

Нечепорук Е.М. Эрих Мария Ремарк / Е.М. Нечепорук // История зарубежной литературы ХХ века / под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. – М., 1984.

Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста / Т.С. Николаева. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1983. – 134 с.

Поршнева А. С. Пространство эмиграции в романном творчестве Э. М. Ремарка. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2010 – 481с.

Поршнева А. С. Мир эмиграции в немецком эмигрантском романе 1930–1970-х годов (Э.М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн) / А. С. Поршнева. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. – 306 с. (17,8 п.л.)

Поршнева А.С. Пространство наци и пространство эмиграции в романе Лиона Фейхтвангера «Изгнание» / А. С. Поршнева // Известия Уральского федерального университета. – Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2012. – No 3 (105).

Поршнева А. С. Сюжетно-пространственный комплекс «переход границы» в романе Лиона Фейхтвангера «Изгнание» / А. С. Поршнева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012. – No 3 (19) https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-prostrans..

Поршнева А. С. Динамика пространства эмиграции в романе Лиона Фейхтвангера «Изгнание» / А. С. Поршнева // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2012. – No 4. – Т. 1 : Филология. – С. 63–74. https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prostranst..

Поршнева Алиса Сергеевна Пространство эмиграции в романе Клауса Манна «Вулкан» // Вестник ЧелГУ. 2013. № 29 (320). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-emigra..

Поршнева А. С. Динамика пространства эмиграции в романе Клауса Манна «Вулкан» / А.С. Поршнева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2013. – Вып. 3 (23). https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prostranst..

Поршнева Алиса Сергеевна Динамика эмигрантского пространства в романах Э. М. Ремарка «Возлюби ближнего своего» и «Ночь в Лиссабоне» // Вестник ЧГУ. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-emigrantsk..

Поршнева А.С. Сюжетология немецкого эмигрантского романа / А. С. Поршнева // Мировая литература в контексте культуры. – 2014. – No 3 (9).

Поршнева А.С. Жанровые особенности немецкого эмигрантского романа 1930–1970-х гг. / А. С. Поршнева // Движение времени и законы жанра : материалы науч.-практ. конференции словесников. Екатеринбург, 4 апреля 2014 г. – Екатеринбург, 2014.

Стародубцева Л.В. Поэтика воображаемого города в реальном мире духовных поисков / Л.В. Стародубцева // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / сост. Т.В. Степугина. – М., 1996.

Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М., 1983.

Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М., 1987. - С.
194-213.

Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – Изд. 2-е. – М. : Высш.
шк., 2000. – 398 с.

Харитонов М. Герой Ремарка в поисках опоры / М. Харитонов // Ремарк
Э.М. Триумфальная арка. – М., 1982.

Эрих Мария Ремарк // История зарубежной литературы XX века / под ред. В. Н. Богословского, 3. Т. Гражданской. - М., 1984. - С. 84-90.

Antkowiak A. Erich Maria Remarque: Leben und Werk / Аlfred Antkowiak. – Westberlin : Verlag das Europäische Buch, 1983.

Baron V. Erich Maria Remarque „Die Nacht von Lissabon": Menschen auf der Flucht / Viktoria Baron. - Osnabruck : Gymnasium Carolinum [Facharbeit],2003.-20S.

Bousch D. Die Imago Paris in den Exilromanen Remarques und die Rezeption in Frankreich // Th.F. Schneider (Hrsg.). Erich Maria Remarque. Leben, Werk und weltvveite Wirkung. - Osnabriick, 1998.

Friihwald W. und Schieder W. Gegenwartige Probleme der Exilforschung // Leben im Exil: Probleme der Integration deutscher Fluchtlinge im Ausland 1933-1945. - Hamburg, 1981

Möller H. Die Emigration aus dem nationalsozialistischen Deutschland: Ursachen, Phasen und Formen / Horst Möller // Markus Behmer (Hrsg.). Deutsche Publizistik im Exil 1933 bis 1945: Personen – Positionen – Perspektiven; Festschrift für Ursula E. Koch. – Münster ; Hamburg ; London, 2000.

Orlowski Н. „Die Grenze der Zwei. Oder auf dcr Flucht vor der Trivialitat": zu den Romanen von Erich Maria Remarque // Th. F. Schneider (Hrsg.). Erich Maria Remarque. Leben, Werk und weltweite Wirkung. -Osnabriick, 1998. - S. 13

Placke H. Nazizeit, Exil und Krieg in E. M. Remarques Roman „Die Nacht von Lissabon" (1961) - das Sich-Erinnern und Aussprechen / Heinrich Placke // Ursula Heukenkamp (Hrsg.). Schuld und Stihne? Kriegserlebnis und Kriegsdeutung in deutschen Medien der Nachkriegszeit (1945-1961). - Amsterdam ; Atlanta, 2001

Schlosser I. Die Darstellung des Exils bei Erich Maria Remarque : [Examensarbeit] / Isabelle Schlosser. - K o l n: Universitat, 2001

Sieh: Koch М. Die Nacht von Lissabon // Erich Maria Remarque-Friedenszentrum Osnabriick.

Sieh: Sagave P-P. Sanary, Hauptsladt der deutschen Literatur im Exil // M. Behmer (Hrsg.). Deutsche Publizistik im Exil 1933 bis 1945: Personen - Positioner! - Perspektiven; Festschrift Fur Ursula E. Koch. - Minister; Hamburg ; London, 2000.

Schreckenberger H. „Durchkommen ist alles". Physischer und psychischer Existenzkampf in Erich MariaRemarques Exil-Romanen / Helga Schreckenberger // Text + Kritik. – No 149. – 2001.

В романе «Ночь в Лиссабоне» в «катарсический» комплекс событий входит убийство героем своего врага, нациста Георга Юргенса. Кроме того, спасение незнакомого 12-летнего мальчика (которому помогли получить визу и добраться до Лиссабона) в качестве «компенсации» за убийство Георга, а также локализация переломных событий в приграничной зоне Лиссабона, участвуют в создании «катарсической» семантики. Заключительные события романа, когда Шварц отдаёт билеты на корабль в Америку, визы и паспорта героям младшего поколения, могут быть истолкованы, как и судьба Штайнеров, ритуально-мифологически: Лиссабон берет жизни героев старшего поколения (Хелен выпивает яд, Шварц решает вступить в Иностранный легион) чтобы дать новое рождение героям младшего поколения, лишив их эмигрантского статуса и возможности начать новую, легальную жизнь за пределами эмиграционного пространство.
Действие в произведениях Ремарка происходит между Третьим рейхом и крайней периферией эмигрантского мира – Парижем в одном романе и Лиссабоном в другом. Оппозиция центр/периферия структурирует и ценностно оформляет все эмиграционное пространство.