Говорящие имена и фамилии (антропонимы) в романах Федора Михайловича Достоевского

В курсовой работе прослеживается, как имя героя задает ему истинный, идеальный образ; предсказывает судьбу; предлагает возможные варианты самореализации.
Author image
Liza
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.09.2022
Объем файла
314 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В русской литературе развивается традиция использования говорящих имен и фамилий, наряду с описанием внешности героя, его внутреннего состояния. Антропонимы отражают глубинную сущность персонажа, разворачивают новые смыслы и подтексты произведения. Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение использования знаковых/символичных имен и фамилий в произведениях литературы зачастую становится ключом к пониманию художественного текста, авторского замысла, системы образов в том или ином произведении. Имена собственные выступают как компонент системы средств художественной выразительности.
Задача данной работы – проследить, как имя героя задает ему истинный, идеальный образ; предсказывает судьбу; предлагает возможные варианты самореализации. [9]
Цели работы - проследить, как функционирует имя персонажа по отношению к самому герою и, непосредственно, к произведению в целом.
Т. А. Касаткина говорит, о том, что имя персонажа обладает несколькими важнейшими функци

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Антропонимы как средство художественной выразительности. 4

1.1 Понятие антропонима. 4

1.2 Специфика говорящих фамилий. 6

1.3 Типы «говорящих» фамилий: 7

Глава 2. Прием антропонимизации в романах Ф. М. Достоевского. 8

2.1 Прием антропонимизации в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 8

2.2 Прием антропонимизации в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». 12

2.3 Прием антропонимизации в последнем романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 15

Глава 3. Методическая разработка системы уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 20

Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 20

Заключение. 25

Список литературы: 38

Приложение. 40

Список литературы:
Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. 280 с
Баскаков Н. А. К вопросу о классификации тюркских языков / Н. А. Баскаков // Отделение литературы и языка.
Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский [Текст] кн. для учителя/- М., Просвещение, 2004. 208с.
Бем А.Л. Достоевский – гениальный читатель.// исследования. Письма о литературе. // О Достоевском. Сборник статей. – 1986.
Бичегкуева О.Д., Касаева А. В. Антропоним как средство создания выразительности в художественном тексте. // Электронный научно-практический журнал ?Современные научные исследования и инновации?
Горбаневский, М. В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. М., 1988.
Добролюбов Н.А Забитые люди// Современник, 1861
Карпенко, Ю. А. Имя собственное в художественной литературе // Филол. науки. 1986. № 4. С. 34-40.
Касаткина Т.А. ?К вопросу о функциях имен в произведениях Ф.М. Достоевского?.// IV Международный симпозиум ?Русская словесность в мировом культурном контексте?. Избранные доклады и тезисы. М.: Фонд Достоевского, 2014. С. 376—381.
Кирпотин В.Я. ?Разочарование и крушение Родиона Раскольникова?. // Книга о романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". - 2-е изд. - Москва: Сов. писатель, 1974.?
Лошкарева, А.С. Мистика и символизм в романе Ф.М. Достоевского ?Преступление и наказание? [Текст] / А.С. Лошкарева. - Липецк, 2007.
Мочульский К. В. ?Униженные и оскорбленные?// Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995
Ожегов С. И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5-85632-007-7 (В пер.)
Пис Ричард. Правосудие и наказание: ?Братья Карамазовы?. // Перевод с английского Т. Касаткиной
Попов С. А. Антропонимия. // Имена собствен

её Нелли. Двойное имя не случайно, оно отражает противоречивость её натуры, сочетая в себе ангельскую чистоту и озлобленность на весь мир. Нелли Смит приходится странствовать, она совсем одна бредёт, встречая на своём пути ужасных людей. Нелли Смит не выносит тягот бедности и обид, умирает от чахотки, умирает на природе в лучах заходящего солнца, словно, сливаясь с природой.
Иеремия Смит дед Нелли. Иеремия- второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, в переводе с древнееврейского означает ?возвышенный Богом?. Но в нём нет ни жалости, ни сострадания, он проклинает дочь, он упрямый и злопамятный.
Николай Сергеевич Ихменев – герой с самой неочевидной фамилией. С. В. Сызранов высказывал предположение, антропоним ?Ихменев? - это преобразованная фамилия ?Тихменев? (от ?тихий?). Но по мере развития сюжета смысл фамилии абсолютно меняется, Николай Сергеевич из рассудительного человека превращается в нетерпеливого и желчного старика. Под влиянием Нелли Ихемев осознаёт, что ни род