Клиническая картина и социальные последствия при сенсорных формах афазии
Введение
Актуальность. Проблема изучения сенсорной афазии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом аспектах, несмотря на ее значимость и актуальность. Среди основных нарушений, обусловленных поражением мозга при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и инсультах, значимое положение наблюдается у расстройств коммуникативно-речевой сферы. Это негативным образом влияет на процесс социализации и дальнейшее психическое развитие человека. Поэтому основной целью логопедической работы с такими больными становится восстановление речевых функций.
В то же время основные причины того, что фиксируются невысокие результаты восстановления данной группы больных, заключаются в отсутствии систематизированных современных методик диагностики и коррекции, учитывающие всю структуру дефектов.
В середине XIX века было заложено учение об афазиях. На начальных этапах это было описание речевых нарушений и установление корреляций между отделами головного мозга. Постепенно был
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме сенсорных форм афазии 5
1.1 Основные этапы изучения афазии 5
1.2 Сенсорная форма афазия: характеристика и основные симптомы 8
1.3 Характеристика основных причин сенсорной формы афазии 11
Глава 2. Особенности клинической картины и социальных последствий при сенсорных формах афазий 15
Глава 3. Основные направления диагностики и коррекции при сенсорных формах афазии 22
3.1 Особенности диагностики сенсорных форм афазии 22
3.2 Основные направления коррекции при сенсорных формах афазии 33
Заключение 41
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические задания по восстановлению речи больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. - М.: В. Секачев, 2015. - 136 с.
Антонова Ю.Ю. Характеристика акустико-мнестической афазии и ее отличие от других форм афазии [Электронный ресурс]// Евразийский Союз Ученых. - 2018. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-akustiko-mnesticheskoy-afazii-i-eyo-otlchie-ot-drugih-form-afazii (дата доступа: 22.03.2020).
Ахутина Т.В. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия [Электронный ресурс]// Клиническая и специальная психология. - 2012. - Том. 1, № 2. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52599.shtml] (дата обращения: 3.10.2016)Арнаутова Л.В. Моторная и сенсорная афазия/Л.В. Арнаутова [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/12/18/motornaya-i-sensornaya-afaziya-referat-po (дата обращения: 22.03.2020)
Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления / Э.С. Бейн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/bolezni/afaziya04.html. (дата обращения: 22.03.2020)
Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clinicpsy.ucoz.ru/Library/vasserman_l.imetody_nejropsikhologicheskoj_diagno.pdf (дата обращения: 22.03.2020).
Визель Т.Г. Вариативность форм афазии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cerebral-asymmetry.ru/Vizel2016.pdf (дата доступа: 22.03.2020).
Визель Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель. - М.: В. Секачева. 2010. - 207 с.
Визель Т.Г. Приобретение и распад речи: монография / Т.Г. Визель.- Барнаул: АлтГПУ, 2016. - 279 с.
Волкова С.В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановител
) отмечаются умеренные трудности понимания речи на семантическом уровне, в то время как разговорная речь, повторение слов, а также чтение и письмо относительно сохранны. Особенно заметны тяжелые нарушения называния объектов, для обозначения которых полезно использовать клинически-описательное понятие «амнестико-сенсорная афазия», подчеркивающее высокую степень тяжести аномии на фоне прочих признаков, типичных для сенсорной афазии легкой или умеренной степени тяжести.
Понимание разговорной речи обычно сохранно, но отмечаются легкие трудности понимания разговоров по телефону или в шумной, заполненной людьми комнате. Эти нарушения менее выражены, чем у пациентов с корковой сенсорной афазии.
Пациент может испытывать трудности при выполнении команды указать на некоторые предметы в комнате или когда ему предъявляют изображение 10-12 предметов и просят указать на один из них. Обычно наблюдается тяжелое отчуждение значений слов в тесте «ухо—нос—глаз» с одним компонентом и особенно в тест