Авторская (бардовская) песня – истоки, настоящее, будущее и социально-культурное значение этого явления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования состоит в уникальности авторской (бардовской) песни. Авторская песня является оригинальным направлением песенного жанра, испытавшим заметные изменения в процессе истории. Ее уникальность заключается в неповторимости общения автора со слушателем – настрой автора, тесный контакт, сосредоточенность автора и слушателя на том, о чем поет исполнитель. Авторская(бардовская) песня становится действием, и содействием, которые объединяют людей. Ни специалисты, ни любители бардовского творчества не могут перепутать авторов-исполнителей. Так как очень важной для слушателя является авторская индивидуальность. Вследствие своей неподражаемости авторы песен узнаваемы почитателями. Индивидуальность автора подтверждается уже в тематике песен. Таким образом, автор-исполнитель оказывается вовлеченным в процесс диалога со слушателем и получает мощную энергетику, подпитывающую его. Можно сказать, что авторская песня по-настоящему созда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ 5
1.1. Понятие авторской (бардовской) песни 5
1.2. История развития авторской песни. Истоки, настоящее и будущее 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ 23
2.1. Социально-культурная значимость авторской песни 23
2.2. Использование авторской песни на уроках музыки 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. – 445 с
2. Андреев Ю.А. Наша авторская: история, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю. А. Андреев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 270 с.
3. Добровольский Б. М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968.
4. Дьякова Л.Н. Авторская песня как форма общения в русской культуре. Выпуск 4 2008 г.
5. Дъякова Л.Н. Из наблюдений над авторской песней как коммуникативным жанром русского общения. Коммуникативные исследования 2008 г.
6. Дьякова Л.Н. Жанр разговора по душам и русская авторская песня. Издательство государственного учебно-научного центра Саратов «Колледж» 2008г.
7. Зайцев, В. А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе. / В. А. Зайцев // Филологические науки. - 2005. - № 2. - С. 77 – 85
8. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-70-х гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра): автореф. дис. … канд. искусств / ВНИИ искусствознания. – М., 1989.
9. Качалкин А.П. Авторская песня как средство нравственного воспитания будущих учителей начальных классов.Автореф.дис.кан.пед.наук.М.,1998.
10. Кулагин А.В. У истоков авторской песни: сб. ст. – Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманитарный ин-т, 2010. – 340 с.
11. Михайловская А.Г. Российская авторская (бардовская) песня (Историко-этнологическое исследование): дис. … канд. истор. наук. – М., 2006. – 368 с.
12. Окуджава Б. Ш. «С души своей наброски» // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988.
13. От костра к микрофону: Из истории самодеят. песни в Ленинграде. СПБ, 1996.
14. Попова Т. В. О песнях наших дней. М., 1969.
15. Савченко Б.А. Авторская песня // Подписная научно-популярная серия «Искусство». – М.: Знание, 1987. – № 7. – 52 с.
16. Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950- 1960-е гг.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.bard.ru/article/53/15.htm (да
Встречающееся иногда утверждение, что это "три аккорда про костры, палатки, рюкзаки" характеризует незаинтересованность либо попросту предвзятость, но в любом случае - слабое знакомство говорящего с развитым и музыкально изощрённым жанром.
Авторская (бардовская) песня в качестве социального явления появилась в 60-х годах прошлого столетия. Причиной появления этого вида творчества стала наступившая оттепель в политической жизни страны. Стихами становилось то, что раньше могли позволить говорить шепотом на кухне. В совокупности с любимой гитарой появлялись любимые произведения. Высоцкий, Окуджава, Визбор, Городницкий, Егоров, Никитины, Митяев, именно эти имена стали известны благодаря авторской песне. Отношение к ней было весьма разнообразным. Ее любили, запрещали, унижали, но она жива и по-прежнему звучит на отечественных и зарубежных концертных площадках, у туристических к

