Социально-психологические факторы лидерства (на примере ГУФСИН России по Красноярскому краю)
ВВЕДЕНИЕ
Новые государственно-служебные отношения в Федеральной службе исполнения наказаний складываются в ситуации, когда просматривается несоответствие профессиональных представлений сотрудников изменяющимся условиям, требующим от них углубленных и обновленных знаний, умений и навыков, коррекции психологических установок и мировоззрения.
В свою очередь руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Минюста России большое значение отводит решению проблем, связанных с формированием благоприятного социально- психологического климата в служебных коллективах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, совершенствованию воспитательной деятельности с личным составом.
В современный период перехода уголовно-исполнительной системы (УИС) на более демократические основы, становится необходимым изучение социально- психологической климата внутри подразделений и служб пенитенциарных учреждений.
Создание и поддержание благоприятной социально-психологической среды в служ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования лидерских качеств руководителя как социально-психологический феномен……….. 10
1.1. Сущность и социально-психологические теории лидерства……… 10
1.2. Исследование лидерских качеств в контексте организации………… 18
1.3. Социально-психологическая специфика процесса профессиональной социализации руководителя………………………….. 25
Глава 2. Анализ кадрового обеспечения и оценка социально-психологического климата в ГУФСИН России по Красноярскому краю.. 34
2.1. Характеристика органа исполнительной власти ГУФСИН России по Красноярскому краю…………………………………………………… 34
2.2. Качественный и количественный анализ руководящего состава ГУФСИН России по Красноярскому краю ……………………………….. 40
2.3. Оценка социально-психологического климата в ГУФСИН России по Красноярскому краю…………………………………………………… 46
Глава 3. Эмпирическое исследование и анализ социально психологических факторов развития лидерских качеств руководителей на примере ГУФСИН России по Красноярскому краю………………… 54
3.1. Анализ социально-психологических факторов лидерских характеристик руководящего состава ГУФСИН России по Красноярскому краю………………………………………………………... 54
3.2. Проблемы и основные пути совершенствования лидерского потенциала руководящего состава в ГУФСИН России по Красноярскому краю……………………………………………………….. 74
Заключение………………………………………………………………….. 79
Список используемых источников……………………………………… 87
Приложение 1……………………………………………………………….. 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» // https://bazanpa.ru/miniust-rossii-prikaz.
2. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»// // Консультант Плюс.
3. Приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах УИС» от 06.06.2005 №76 // Консультант Плюс.
4. Приказ Минюста России «О порядке отбора граждан на службу (работу) в уголовно-исполнительную систему» от 08.09.2006 № 292дсп/ Зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2006 г., регистрационный № 8331 // СПС Консультант-Плюс.
5. Приказ Минюста РФ от 26.08.2003 № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»/ Зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2003 г., регистрационный № 5031 // СПС Консультант-Плюс.
6. Приказ Минюста РФ от 06.06.2005 № 76 (ред. от 29.07.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.2005 № 6748) // Консультант Плюс.
7. Адаир Д. Психология лидерства / Джон Адаир ; пер. с англ. М. Котельниковой. - Москва : Эксмо, 2018. - 342 с.
8. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Т. З. Адамьянц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 200 с.
9. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза : Автоеф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2010. – 126 с.
10. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Бендас. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 502 с.
11. Бовин Б.Г. Профессионально важные личностные качества руководителей исправительных учреждений // Ведомости УИС. 2018. - №6 (193). – С. 116-118.
12. Бушуев, А.Ю. Социально-педагогическое сопровождение курсантов учебного центра в профессиональной деятельности преподавателя / А.Ю. Бушуев // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. – Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2018. – С. 219-223.
13. Вилкова А.В. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы / А.В. Вилкова, И.А. Смородинскова // Перспективы науки. – 2020. – № 3(102). – С. 84-86.
14. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 231 с.
15. Гирько С.И., Долгополов А.А. Направления развития уголовно-процессуальной компетенции субъектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2019. - №1 (49). – С. 78-83.
16. Дежурова, Е.В. Формирование диалогической направленности в общении в процессе обучения курсантов Академии ФСИН России / Е.В. Дежурова // Ведомости УИС. – 2018. – № 3 (190). - С. 6-11.
17. Джон, Максвелл 5 уровней лидерства / Максвелл Джон. - М.: Попурри, 2019. - 984 c.
18. Дополнительная профессиональная программа – программа профессиональной переподготовки «Управление деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» – Академия ФСИН России, 2019 г. – 111 с.
19. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 219 с.
20. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М., Юрайт - 2018. – 234 с.
21. Жернакова, М. Б. Деловое общение : учебник и практикум для СПО / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 370 с.
22. Забродин, В. Ю. Социо
Основным компонентом этой работы с персоналом в рамках рассматриваемого вопроса является проведение командной и корпоративной подготовки с полным составом сотрудников при участии руководителя. Эта работа, с одной стороны, направлена на развитие опыта менеджеров в области управленческого и лидерского взаимодействия со своими подчиненными в смоделированных ситуациях, а с другой - формировать и укреплять имидж лидера в восприятии его последователей как организационного лидера.
Практика показывает, что решение задачи повышения лидерского потенциала менеджера возможно только через его профессиональную и психологическую подготовку и без работы с подчиненным подразделением, а также без учета социально-психологических условий, там, где организация осуществляет свою деятельность, укрепление руководства не является эффективным.
Подводя итог первой главы, можно отметить, что существующий интерес к феномену лидерства в отечественной и зарубежной психологии объ

