Юридическая природа лишения свободы и система учреждений, исполняющих этот вид наказания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для разрешения сложных социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией в настоящее время, необходимо эффективно бороться с явлениями, тормозящими развитие общества. Наиболее опасным среди них является преступность. Как показывают статистические данные, в последние годы можно наблюдать рост рецидивной преступности. В связи с этим перед уголовно-исполнительным законодательством стоит задача по созданию условий для достижения целей уголовного наказания.Наказание тесно связано с целями его применения, к которым в свою очередь относится восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Реализация и возможность достижения указанных целей при назначении наказания в виде лишения свободы является актуальной проблемой уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 Ретроспектива наказания в виде лишения свободы
2 Направление уголовно-исполнительной политики в области назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы
3 Выявление конституционно-правового смысла видов исправительных учреждений для отбывания лишения свободы с учетом классификации осужденных
4 Практика назначения и изменения вида исправительного учреждения для отбывания осужденными лишения свободы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. Газета. 1993 г. 25 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации: 18 декабря 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федер. закон Рос. Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации: 24 мая 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 24. Ст. 2789.
Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
Материалы судебной и административной практики
О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. №2. 2016.
Апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Липецка от 20 мая 2020 года по делу № 10-6/2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт судебных документов «СудАкт». URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).
Апелляционное постановление Липецкого областного суда от 28 мая 2020 года по делу № 4/1-19/2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт судебных документов «СудАкт». URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).
В специальной литературе существовало две точки зрения относительно цели тюремного заключения. Согласно первой точке зрения в условиях тюрьмы невозможно было достичь цели нравственного исправления осужденных, в качестве аргумента сторонники данного мнения указывали на бурный рост рецидивной преступности . Сторонники иной точки зрения настаивали, что если существует сама возможность исправления человека, то это возможно и в условиях лишения свободы. По их мнению, тюрьма должна изменить человека, научить его жить непреступно, честно трудиться . Сторонники данного мнения рассматривали исправление осужденных в двух аспектах – нравственном и юридическом.
Под нравственным исправлением понималась способность человека управлять самим собой, руководить своими действиями и поведением, предупреждать желание совершать преступления, а также положительное изменение характера осужденного, достаточные для предупреждения повторного преступления. Целью юридического исправления являлось внушение преступнику с помощью применения к нему наказания осознания неразрывной связи между преступным поведением и наказанием. Стоит отметить, что по мнению представителей данного мнения достижение задачи юридического исправления является более реалистичным, чем нравственного. Советский этап развития пенитенциарных правовых норм характеризуется их перерастанием в исправительно-трудовое законодательство.

