Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.С началом учебной деятельности ребенок большинство своего времени проводит в школе, поэтому так важно, чтобы школа, не без помощи родителей, взяла на себя ответственность за сохранение и укрепления здоровья детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ……………..…. 5
1.1 Определение понятия «здоровьесберегающие технологии обучения» …. 5
1.2 Классификация здоровьесберегающих технологий ……………………… 11
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» ….…………………………………....…18
2.1 Общие положения.………………………………………………………….. 18
2.2 Принципы программы…. .………………………………………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...……………. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2018.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2018.-№10.-С.84-92.3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2020.-№1.-С.21-26.
4.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2017.-№1.-С.114-117.
5.Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2021.-№3.-С.117-122.
6.Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2016, № 4. С. 68.
7.Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2022.-№4.-С.6-10.
8.Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2019.-№5.-С.50-55.
9.Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья школьников в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2020.-№1.-С.76-84.
10. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2021.-№4.-С.11-116.
11. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2018, № 6. С. 56.
12.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2019.-№6.-С.37-44.
13. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2019.-№4.-С.43-45.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить, как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

