Образ русалки в творчестве М.Ю. Лермонтова

Скачать курсовую работу на тему: Образ русалки в творчестве М.Ю. Лермонтова. В которой исследованы произведения М.Ю. Лермонтова, содержащие в себе упоминание образа русалки. Изучена роль русалки в русском фольклоре.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.10.2025
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Мифологическое восприятие мира сформировалось в сознании людей сотни лет назад. Большинство природный явлений, смерть и дарование жизни, по мнению древних, являлось проявлением воли богов. Природное пространство было населено мифическими существами. Всё живое и неживое было взаимосвязано и воспринималось человеком как единая цепь.Прошло время и мифическое мировоззрение исчезло, но таинственные существа тех времен упоминаются в различных проявлениях культуры и сейчас. Мы можем встретить их в любимых произведениях, фильмах и мультфильмах, иллюстрациях и пр. В литературе и других видах искусства распространена тенденция, когда мифический образ становится предметом вдохновения художника.Исследование интерпретации мифологического героя в рамках литературного текста и в смежных видах искусства представляет особый научный интерес.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ РУСАЛКИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. . . . . . . . . . . . 5
Русалка как мифологический персонаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Образ русалки в славянских обрядах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗА РУСАЛКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Образ русалки в балладе «Морская царевна» и в стихотворении «Русалка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2. Особенности образа русалки в романе «Герой нашего времени» (глава «Тамань») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты
1.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Вступ. ст. И.Л. Андроникова. – М. : Правда, 1988. – 720 с.
2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том второй / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М. : Правда, 1989. – 704 с.
Научная литература
3.Адзима Р. Образ русалки-утопленницы в русской романтической литературе / Р. Адзима // Новый филологический вестник. – 2021. – № 1(56). – С. 127-137.
4.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов / А. Н. Афанасьев. – М.: Современный писатель, 1995. – 605 с.
5.Беккер Л. А. Архетипы Ундины и вампира в образной системе романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" / Л. А. Беккер // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2015. – № 1. – С. 19-22.
6.Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. – Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. – С. 28-123.
7.Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова / В. Виноградов // Литературное наследство. – 1941. – Т. 43. – С. 517-628.
8.Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – М. : Издательство «Индрик», 2000. – 432 с.
9.Гринченко Б.Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. //Чернигов, 1899, вып. 3 – С. 24–40.
10. Дынин В.И. Некоторые особенности мифологического образа русалки у восточных славян // ЭО – 1994. – № 6. – С. 111–117.
11.Дынин В.И. Образ русалки в южнорусской мифологии // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2012. №3 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rusalki-v-yuzhnorusskoy-mifologii (дата обращения: 11.04.2023).

Мифология представляет собой совокупность мифов, кроме того, является наукой, которая изучает возникновение, содержание и распространение мифов. Каждый народ имел свою систему восприятия мироздания посредством мифологической системы. Сегодня делать выводы о славянской мифологии представляется нам проблематичным ввиду того, что о славянском язычестве сохранилось очень мало информации. Поэтому изучать особенности славянской мифологии теперь можно только по вторичным источникам - письменным, фольклорным и вещественным [Афанасьев 1995: 124]. Для народов древности водная стихия играла важную роль. Она давала жизнь всему живому. Вода являлась символом жизни и смерти. Славяне веровали, что реки населены особыми существами, которые управляют этой стихией, благоприятно или враждебно для человека [Снегирев 1839: 1]. Наши предки приносили жертвоприношения рекам, болотам, колодезям. Праздновали дни, посвященные водным существам. До нас дошли эти праздники, легенды, песни, былички, в том числе, посвященные русалкам. В науке нет единого мнения, что обозначает слово русалка, откуда оно произошло. Понятие «русалка» ученые-энтнографисты предположительно объясняли родством со словами «русло» (обуславливая местожительством русалок в реках) и «русый, русявый» (по русому цвету волос), а также существовала версия происхождения от древних имен священных рек - Росса и Руса [Снегирев 1839: 5]. Первый вариант словообразования не может объяснить окончание - алка. Второе не соответствует традиционному мнению о внешности русалок, у которых волосы не русые, а зеленые.