Административно – правовое обеспечение деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних
Введение
В Конституции Российской Федерации, в данном случае в статье 7 и 38 отражается позиция государства относительно семьи и детей, а именно создание достойной жизни и развития семьи, детей, а также создание условий необходимых для заботы о детях, их воспитания. Кроме этого, государство на законодательном уровне вменяет родителям указанные выше положения. Данные конституционные установления предопределяют необходимость проведения эффективной государственной политики в области детства, которая бы в полной мере отвечала интересам национального развития. Защита прав несовершеннолетних, являющаяся одним из приоритетных направлений внутренней политики Российского государства, может быть обеспечена на основе функционирования сложной разноуровневой системы, составной частью которой являются органы полиции. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ ( ред. от 11.06.2021 ) «О полиции» на правоохранительные органы возлагается обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, в, том числе участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний. Актуальность рассматриваемой дипломной работы – в настоящее время одной из тревожащих проблем, стоящей перед Российской Федерацией является противоправная деятельность несовершеннолетних. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних лиц ведёт не только к неблагоприятным последствиям для общества в целом, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью и развитию.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних 5
1.1 Историко - правовой анализ административной деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетни. 5
1.2 Основные характеристики и административно – правовое обеспечение деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних 24
2. Реализация административно - правового обеспечения деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних: особенности, проблемы и пути их решения 38
2.1. Особенности административно - правового обеспечения деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних 38
2.2 Проблемы и пути решения проблем административно - правового обеспечения деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних 48
Заключение 60
Список использованных источников 62
Список использованных источников
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008, N7-ФКЗ, от 05.02.2014, N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ -2009. - N4. - Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 – ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СЗ РФ. – 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 1.
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ - 2011. – N 7. -Ст. 900.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ - 1999. – N 26. -Ст. 3177.
5. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. – 2011. - N 49(часть I) - Ст. 7020.
6. Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 19.02. 2021) «Об утверждении Положения о Министерстве Внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства Внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
Учебная и научная литература
7. Уголовное право. Общая часть: Учебник/ под редакцией доктора юридических наук Рогова И.И. и С.М.Рахметова. ДЕМО.М. – 2015.С.120-132.
8. «Уголовное право. Общая часть:Учебник/ под редакцией Рарога А.И. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М. 2014.С.68-76.
9. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера./ НОРМА.М. 2013.С.65-72.
10. Бегалиев К. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних. /ДЕМО.М. - 2014.С.141-153.
11. Беженцев А. А. Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних: Киевская Русь, Московское государство, Российская империя // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. - №1 (34).- С. 73 - 80.
12. Бланков А.С., Бурмистров И.А., Крюкова, Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних./ Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. - №3 (34).- С. 64 - 72.
13. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №3. – С.218-222.
14. Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен.-М., 2012.С.113.
15. Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 281с.
16. Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения./ ДЕМО.М. – 2013.С.122-141.
17. Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних». - 2010.)
18. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов/ М.И. Еникеев. М.: НОРМА, 2013. С. 172.
19. Жидконожкина О.Н. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и др.] : учебно-методическое пособие – Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018 – 65 с.
20. Занина, Т. М. Административно-правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации /Т. М. Занина, о. А. Федотова. // деятельность правоохранительных органов в современных условиях. — Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации , 2017. — С. 139-143.
21. Кирюхин В. В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: исторические, теоретические и правовые аспекты: монография / Кирюхин Владимир Викторович. – М. : ООО «САМ Полиграфист», 2019. - 256 c.
22. Кирюхин, В. В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования : специальность 12.00.14 «административное право; административный процесс» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кирюхин В.В. ; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации». — Москва, 2017. — 287 c.
23. Колесников Е.В. Некоторые вопросы ответственности органов государственной власти. Тезисы / Е.В. Колесников // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов–М., 2019. - № 1. - С. 149–150.
24. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2018. – 940 с Прудникова Т. А. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №4. С.181-183.
25. Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность./ Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. 2015 г.С.120-130.
26. Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних.-М., 2015.С.78.
27.Юсупов М.Р. Криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних. М., 2019. С. 139–141.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и другими нормативно-правовыми актами подразделения полиции осуществляют работу, которая направлена на предупреждение безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предупреждению с их стороны совершения правонарушений, квалифицируемых как административные правонарушения и преступления. Также, деятельность подразделений полиции направлена на предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны несовершеннолетних. Для координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия ПДН при Правительстве РФ и созданы комиссии ПДН при главах исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и комиссии при городских, районных, районных (в городе) администрациях.1 Главная их функция - взаимодействие между органами государственной власти субъектов Федерации. Даже не смотря на то, что подразделения полиции являются лишь элементом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, тем не менее основной объем работы по выполнению названных выше задач, как и прежде, лежит на полиции, в большей своей части на подразделениях по делам несовершеннолетних. В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения полиции. Так, служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция «Внимание, дети!», «Соблюдайте скоростной режим» и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество и прочие асоциальные деяния. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на детей, а дети совершают правонарушения.