Педагогические воззрения К. Д. Ушинского в системе «Русской классической школы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена популярностью программы Русской классической школы (далее – РКШ), которая используется для обучения словесности во многих частных школах, активно развивается и внедряется в учебные программы.Научная новизна исследования заключается в анализе развития русских классических педагогических традиций, в частности, связанных с наследием К. Д. Ушинского, в программе Русской классической школы. На данный момент в литературе отсутствует объективный анализ методических пособий РКШ: все научные работы, посвященные этой теме, созданы руководителями программы или лицами, аффилированными с ними.На наш взгляд, для дальнейшего совершенствования методических материалов важно рассмотреть методический опыт РКШ с точки зрения продолжения и развития национальных педагогических традиций.Цель: проанализировать методику преподавания словесности в РКШ в аспекте творческого развития педагогических идей К. Д. Ушинского.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Педагогические принципы преподавания словесности и идеи К. Д. Ушинского.
ГЛАВА 2. Наследие К. Д. Ушинского в «Русской классической школе»
Параграф 1. «Русская классическая школа». Общая концепция
Параграф 2. Методическая обработка трудов Ушинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннушкин, В.И. Русская словесность: история и современность. Москва: Флинта, 2022. 188 с.
Богуславский М. В., Милованов К. Ю. Педагогическая судьба К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 6-18.
Гвоздецкий М.Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике / М.Ю. Гвоздецкий // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 1. – С. 23-27.
Горячева И. А. К. Д. Ушинский и «Родное слово». Часть III. Первая после Азбуки книга для чтения. Конспекты уроков. Методическое пособие для учителя начальной школы. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2018. – 248 с.
Горячева И. А. Обучение русскому языку. 2 класс. Программы и методики работы в начальной школе. Методическое пособие для учителя. – Екатеринбург: Артефакт, 2020. – 512 с.
Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. – Екатеринбург: Артефакт, 2020. – 304 с.
Детский мир. Из природы. Часть II / Метод. обраб. и коммент. И. А. Горячевой – Екатеринбург: Типография ситипринт, 2019. – 176 с.
Детский мир. Первое знакомство с детским миром. Из природы. Часть I / Метод. обраб. и коммент. И. А. Горячевой – Екатеринбург: Артефакт, 2018. – 328 с.
Детский мир. Первое знакомство с Родиной. Из русской истории. Часть I / Метод. обраб. и коммент. М.Г. Балакаева, И. А. Горячевой, Н.В. Зыковой – 2-е изд., испр. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2023. – 304 с.
Константинова Н.Д. Ключевые ценности отечественного образования в трудах К. Д. Ушинского // Проблемы современного образования, 2020 – №2 – 103-107.
Медынский Е.Н. Основы педагогической системы К. Д. Ушинского / 1 т., 1950. – с. 24-40.
Презентация РКШ // VK. Документ [online]. 2019. — URL: https://vk.com/doc407980850_532762375?hash=a03e103ebe9b625072 (дата обращения 04.05.2023).
Родное слово. Азбука. / Метод. обраб. и коммент. И. А. Горячевой. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019. – 64 с.
В этой главе представлен краткий обзор тех трудов К. Д.Ушинского, в которых наиболее ярко отразились новаторские идеи, педагогические принципы и ценности учёного.В труде «Человек как предмет воспитания (Педагогическая антропология)», первом примере научной разработки отечественной педагогики, устанавливаются общие принципы подхода к обучению и воспитанию. По мнению К. Д. Ушинского, педагогику, по сути своей направленную на практическую деятельность, стремящуюся к некому несуществующему пока идеалу, правильнее называть искусством. Педагогические же правила, которые в таком случае можно считать теорией искусства воспитания, должны опираться на научные знания о человеке: его физическом и психическом строении. Для того, чтобы избежать путаницы, К. Д. Ушинский предлагает различать педагогику в обширном смысле как собрание необходимых и полезных знаний для педагога от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил [Ушинский, 8 т., 1950, с. 14]. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», ― заявляет автор. В качестве источников познания перечисляются науки, причисленные Ушинским к антропологическим: «анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова» [Ушинский, 8 т., 1950, с. 22].