Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
В периоды кризиса общества подростки считаются наиболее социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Современные подростки сталкиваются с острым кризисом в процессе формирования своих ценностных ориентаций. Особенно это проявляется в отсутствии у многих из них базовых ценностей, таких как смысл жизни, представление о жизни, духовность, патриотизм и другие.Актуальность темы исследования заключается в том, что каждое общество имеет свою уникальную систему ценностей, которая отражает его культурную особенность. Ценности, которые человек усваивает в процессе социализации, тесно связаны с ценностями общества. Поэтому изучение системы ценностных ориентаций личности является важной проблемой, особенно в условиях серьезных социальных изменений, когда возникает неопределенность в общественных ценностях и многие действующие ценности нарушаются, а социальные нормы меняются.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» ..7
Общая характеристика понятий «ценности», «ценностные ориентации».7
1.2.Структура ценностных ориентаций: анализ подходов к изучению……..16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ, ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………23
2.1. Основные характерные особенности подросткового возраста……………23
2.2. Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте……………………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………39
3.1. Методики и процедура проведения исследования…………………………39
3.2. Динамика структуры ценностей по результатам исследования…………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 2001. №4. С. 117–121.
Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1. С. 28–38.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для ВУЗов. М., 2006. 256 с.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96–105.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 253 с.
Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
Поршнев Б.Ф. Функция выбора — основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Педагогика, 1999. С. 344–349.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1978.
Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 570 с.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. 142 с.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Ценности и ценностные ориентации являются основой для понимания личности и ее взаимодействия с миром. Ценности каждого человека формируются на основе его собственного опыта, воспитания, убеждений и предпочтений. Они представляют собой то, что имеет значение и смысл для личности и общества в целом.Ценности могут быть общепринятыми, такими как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье, а также внутригрупповыми, связанными с политическими, религиозными и индивидуальными аспектами. Они образуют систему ценностей, которая может изменяться в зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.Ценности выполняют различные функции. Они служат ориентиром в жизни человека, помогают ему принимать решения и выбирать направление своего развития. Они также необходимы для поддержания социального порядка и играют роль механизма социального контроля.Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности является важным шагом в изучении темы настоящего исследования. Он позволяет понять сущность и значение ценностей для формирования личности и общества.