Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Скачать дипломную работу на тему: Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте. В которой определены теоретические подходы к определению, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности. Изучены факторы, которые влияют на ценностные ориентации подростков.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.10.2025
Объем файла
114 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В периоды кризиса общества подростки считаются наиболее социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Современные подростки сталкиваются с острым кризисом в процессе формирования своих ценностных ориентаций. Особенно это проявляется в отсутствии у многих из них базовых ценностей, таких как смысл жизни, представление о жизни, духовность, патриотизм и другие.Актуальность темы исследования заключается в том, что каждое общество имеет свою уникальную систему ценностей, которая отражает его культурную особенность. Ценности, которые человек усваивает в процессе социализации, тесно связаны с ценностями общества. Поэтому изучение системы ценностных ориентаций личности является важной проблемой, особенно в условиях серьезных социальных изменений, когда возникает неопределенность в общественных ценностях и многие действующие ценности нарушаются, а социальные нормы меняются.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» ..7
Общая характеристика понятий «ценности», «ценностные ориентации».7
1.2.Структура ценностных ориентаций: анализ подходов к изучению……..16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ, ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………23
2.1. Основные характерные особенности подросткового возраста……………23
2.2. Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте……………………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………39
3.1. Методики и процедура проведения исследования…………………………39
3.2. Динамика структуры ценностей по результатам исследования…………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 2001. №4. С. 117–121.
Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1. С. 28–38.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для ВУЗов. М., 2006. 256 с.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96–105.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 253 с.
Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
Поршнев Б.Ф. Функция выбора — основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Педагогика, 1999. С. 344–349.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1978.
Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 570 с.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. 142 с.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Ценности и ценностные ориентации являются основой для понимания личности и ее взаимодействия с миром. Ценности каждого человека формируются на основе его собственного опыта, воспитания, убеждений и предпочтений. Они представляют собой то, что имеет значение и смысл для личности и общества в целом.Ценности могут быть общепринятыми, такими как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье, а также внутригрупповыми, связанными с политическими, религиозными и индивидуальными аспектами. Они образуют систему ценностей, которая может изменяться в зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.Ценности выполняют различные функции. Они служат ориентиром в жизни человека, помогают ему принимать решения и выбирать направление своего развития. Они также необходимы для поддержания социального порядка и играют роль механизма социального контроля.Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности является важным шагом в изучении темы настоящего исследования. Он позволяет понять сущность и значение ценностей для формирования личности и общества.