Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел
ВВЕДЕНИЕ
При формировании новой российской государственности существенно возросли требования к уровню обеспечения законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Так как сотрудники ОВД являются представителями государства, то любое нарушение прав человека может негативно повлиять не только на общественную безопасность и функционирование системы в целом.
В первую очередь, соблюдение законности сотрудниками органов внутренних дел важно и потому, что они активно участвуют в правотворческих и правоприменительных процессах; от них во многом зависит состояние законности и правопорядка на территории России, поэтому тема обеспечения соблюдения законов для сотрудников правоохранительных органов особенно актуальна.
Степень разработанности проблемы. Вопросам обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов, свои работы посвятили такие ученые, как А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская, В.И. Ремнев и др.
В последние десятилетия по проблемам обесп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОННОСТИ …………………6
1.1. Понятие законности…………………………………………………6
1.2. Классификация нарушений законности в деятельности органов внутренних дел………………………………………………………………11
1.3. Общая характеристика и виды административно-правовых средств обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел…………………20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ …………...30
2.1. Административно-правовые средства предупреждения нарушений законности в деятельности органов внутренних дел …………………….30
2.2. Ведомственный контроль как средство обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел …………………………………. .34
2.3. Судебный контроль как средство обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел ……………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022)(с изм. и доп., вступ. в силу с 8.12.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 5.12.2022, с изм. от 26.12.2022) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
5. Федеральный закон «О полиции от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 1. – Ст.4
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.07.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - № 33. - ст. 3349.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - № 47. - ст. 4472.
8. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 [Электронный ресурс // СПС Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/71792502/ (дата обращения: 12.12.2022).
9. Вопросы Управления по организации дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 28 июня 2016 г. № 343: ред. от 14.02.2020 [Электронный ресурс // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280444/ (дата обращения: 12.12.2022)
10. Приказ МВД России от 03.02.2012 № 77 (ред. от 29.06.2018, с изм. от 29.04.2021) "Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=536704#ykXfgQT69t4S5w1n (дата обращения: 12.12.2022).
11. Федеральный закон о милиции от 18 апреля 1991 г. № 1026-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. № 16. – ст. 503. (утратил силу).
Научная и учебная литература
12. Аврутин Ю. Е. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. СПб., 2017. 184 с.
13. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. дра юрид. наук, проф. А. И. Каплунова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России; Р-КОПИ, 2017. – 375 с.
14. Беспал
Зачастую, в работе сотрудников встречаются ситуации прямого предательства. Им платят определенную плату за информацию, которую они предоставляют тем или иным лицам, в том числе и занимающимся преступной деятельностью. Например, о свидетелях и потерпевших по уголовным делам, их местонахождении.
Сделаем вывод, что согласно закону о законности, в деятельности сотрудников органов внутренних дел можно считать виновное нарушение сотрудниками полиции норм материального или процессуального права, которое влечет за собой юридическую ответственность. В течение последних лет количество таких сотрудников постоянно увеличивается, что обусловливает необходимость централизованного учета.
Мы считаем, что порядок и система учета таких нарушений должны быть закреплены в едином нормативном акте, например законе «Об учете нарушений законности сотрудниками правоохранительных органов».