Государственная политика в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличение количества детей, оставшихся без родительского попечения, неминуемо приводит к увеличению числа специализированных учреждений для таких детей. Однако по результатам многочисленных исследований психологов и педагогов, можно сказать, что помещение и нахождение ребенка в учреждении интернатного типа не может удовлетворить в полной мере его потребностей, что в свою очередь может привести к нарушению его психического, физического, духовного и иного развития. Следовательно, результатом проживания детей в условиях учреждений является и неготовность к дальнейшей самостоятельной жизни, поиску работы, ее сохранение в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создавать и сохранить свою семью.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации приводит к появлению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В совре
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……13
1.1 Теоретико-методологические аспекты изучения института устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………….................13
1.2 Государственные меры по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей……………………….........................……………. 21
1.3 Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения……………………………………………………35
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……………41
2.1.Организационно-экономическая характеристика деятельности МБОУ «Гимназия №1» г. Ханты-Мансийска по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………....................41
2.2. Исследование реализации технологий социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…....................... 49
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ……………………………………........……………59
3.1 Предложения, перспективы и пути развития государственной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей.. 59
3.2 Оценка и повышение эффективности мер социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей…………………………… 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2022г – Вы действительно считаете что это актуально в 2023 году] [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. – Ст. 2457. Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс
3. Конвенция ООН « О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка - извлечения. [Электронный ресурс] // Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями. М., 1996. (с учетом поправок, внесенных законами РФ р поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 , от 30.12.2008 № 7 Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 2008. - №27. – Ст.1892. Правовая справочно-информационная система «Гарант».
5. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №15. – Ст.143. Правовая справочно-информационная система «Гарант».
6. Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: постановление Правительства РФ от 01.05.1996 №542 [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №19. – Ст.2304. Консультант Плюс
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» [Электронный ресурс] Правовая справочно-информационная система «Гарант».
8. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (были внесены корректировки от 19 апреля 2022года) [Электронный ресурс] Правовая справочно-информационная система «Гарант».
9. Российская Федерация. Федеральный закон. О дополнительных гарантиях по социальной поддер
В российском законодательстве закреплен принцип, который говорит о том, что дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях должны быть направлены в одно воспитательное учреждение. Хотя у этого правила существует исключение, когда по медицинским показаниям или иным причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляется раздельно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам позволяется краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до 7 суток (не считая времени нахождения в пути) [11].
Стоит помнить о том, что судьба ребенка находится лишь в компетенции органов опеки и попечительства. Исходя из этого, даже суд при лишении родителей их родительских прав или ограничивая их в этих пр