Мифологическая основа романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита
ВВЕДЕНИЕ
Мир часто не справедлив к новым талантам, новым произведениям, а ведь новому нужна поддержка. Не всякий становится великим художником, но великий художник может прийти из неоткуда. И иногда вознесение обычного до необыкновенного является поистине благородным делом. Зачастую, критики бывают несправедливы в отношение чего-то нового. Такова судьба и произведений М.А. Булгакова.
«Он мог бы, со своим невероятным талантом, жить абсолютно легкой жизнью, заслужить общее признание. Пользоваться всеми благами жизни. Но он был настоящий художник – правдивый, честный. Писать он мог только о том, что знал, во что верил. Для многих он был совестью» – вспоминает о своем муже Елена Сергеевна Булгакова. (Из письма Николаю Булгакову, 16 января 1961г.) [1].
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – уникальная книга: в ней каждый открывает для себя собственный смысл. Это произведение многие годы становится предметом споров, как литературных, так и идеологических, т.к. произведение поисти
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Тайны романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».……..................................................................................................5
1.1. Анализ романа М.А. Булгакова литератураведами ……………………5
1.2. Булгаковская нечисть во главе с сатаной: мифические герои романа М.А. Булгакова глазами критиков…………………………………………...11
1.3. Роман о сатане или о высшем справедливом судье?..............................13
ГЛАВА II. Мифологический мир М.А. Булгакова в романе: образ, роль и значение Воланда и его свиты………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги с одним автором:
1. Агеносов В. В. Советский философский роман. М., 1989. С. 116. [10]
2. Булгаков М.А. Собрание соч.: в 8 т. Т.6: Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков; вст. ст. и комм. В.В. Петелина. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – С. 123 - 481. [15]
3. Виноградов И. В. Завещание Мастера // Вопросы литературы. 1968. № 6. С. 43—75. [9]
4. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? // Проспект, 2021. С. 272. [6]
5. Мелетинский Е. Поэтика мифа / Е. Мелетинский - М.: Наука, 1976. – 406с.
6. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. // Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - 2. изд., доп. - М. : ИМЛИ РАН : Наследие, 1999. - 141.[5]
7. Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Исследование И. Порфирьева 1872 г. Казань: В Унив. тип., 1872. – 309 с.; 23 см. [12]
8. Б.М. Сарнов. Каждому — по его вере. (О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») // В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Б.М. Сарнов. - 4. изд. - [М.]: Изд-во Моск. ун-та : Высш. шк., 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 90, [2] с. [11]
9. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура / Отв. редактор Т. В. Цивьян. – М.: Наука, 1983. – С.227 -284.
10. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость: пер. с фр. / М. Элиаде. – СПб.: Алетейя, 1998. – 250 с.
11. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.: Советский писатель, 1983. - 387 с [13]
Книги с двумя авторами:
12. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И. Белобровцева, С. Кульюс. – М.: Книжный клуб 36.6, 2007. – 496 с.
13. Сазонова Л.И., Робинсон М
Л. Яновская считает, что облик Фагота был заимствован М.А. Булгаковым с картины художника А.М. Врубеля «Азраил» или «Шестикрылый Серафим»: «Образ темного, никогда не улыбающегося лика <...> тихо пламенел лунно-золотой венец, и звездные блики вспыхивали на оперении. Золотые блики на фиолетовом» [13] И если мы сравним облик «Азраила» с Фаготом – «темно-фиолетовым рыцарем с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом», то заметим, что именно у «Шестикрылого Серафима» позаимствовал М.А. Булгаков внешность своего героя.
Многие исследователи, такие как Б. Соколов, Г. Макарова, А. Абрашкин прототипом Азазелло считают демона Азазелло. На этот факт указывает и схожесть имен персонажа мифа и героя романа, а также фраза М.А. Булгакова: «Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон убийца».
Единственной девушке из свиты писатель дал имя Гелла - богиня подземного мира мертвых в немецко