Анализ законодательного регулирования особенностей применения принудительных мер медицинского характера
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В стремлении России построить правовое государство важно особый интерес проявлять к правам и свободам человека, принятым международно-правовым обязательствам в этой области, проводимой в стране правовой реформе. В виду чего в области уголовного права и производства также происходят изменения, призванные усовершенствовать систему гарантий прав и законных интересов граждан.
Именно в данной связи Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности – одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17, 38, 46, 52 Конституции РФ). Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и зада
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: ТЕОЕРТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ………………. 10
§ 1. Понятие и правовая природа принудительных мер медицинского характера……………………………………………………………………... 10
§ 2. Цели, основания и субъекты применения принудительных мер медицинского характера…………………………………………………….. 14
§ 3. Виды принудительных мер медицинского характера………………… 36
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА…….. 54
§ 1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера……………………………. 54
§ 2. Совершенствование уголовного законодательства по применению принудительных мер медицинского характера……………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….... 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (в ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - №52 (ч. I). - ст. 4921.
4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2003. - №50. - ст. 4848.
5. Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - №10. - ст. 1162.
6. Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №48. - ст. 6165.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 323-ФЗ (с изм. от 29.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. - 6 декабря
8. Федеральный закон от 07.05.2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №19. - ст. 2282.
9. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №33. - ст. 1913.
10. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (ред. от 19.05.2017) «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №7. - ст. 524.
11. Приказ Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. № 225 (с изменениями и дополнениями) «О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи» // Текст приказа официально опубликован не был.
Научная, учебная, монографическая литература
12. Бабкин Л.М. Развитие законодательства Российской Федерации в сфере применения принудительных мер медицинского характера в соответствии с решениями Европейского суда по правам человека (обзор практики и законодательства) // Актуализация проблем реализации принципов уголовного судопроизводства в правоприменительной деятельности: сборник статей. - Рязань, 2015.
13. Батанов А.Н. Цели принудительных мер медицинского характера // Наука в современном мире. Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Научный редактор Г.И. Рогалева. - 2018.
14. Белик Ю.С. Проблемы применения норм о принудительных мерах медицинского характера // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 1.
15. Богунова Г.В., Зазорнова Е.М. Правовая природа принудительных мер медицинского характера // Актуал
Представители еще одной группы исследователей рассматривают принудительные меры медицинского характера как меры социальной защиты. Необходимо отметить, что принудительные меры медицинского характера направлены на защиту как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление, а именно на излечение таких лиц или улучшение их психического состояния, их социальную адаптацию, так и интересов общества – предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем. Несомненно, принудительные меры медицинского характера тесно связаны с вопросами судебной психиатрии, но, в первую очередь, данная мера является уголовно-правовой, обеспечивающейся волей государства. Кроме того, такое понятие как «невменяемость» также является уголовно-правовым, следовательно, ограничиваться только социо-медицинскими характеристиками при определении правовой природы указанных мер, на наш взгляд, является не совсем верным.
Ряд авторов характеризуют принудительные меры медицинского характера как меры государственного принуждения, которые применяются к психически больным лицам, совершившим преступления . Однако, данный критерий не характеризует правовую природу данных мер, а является всего лишь методом реализации правовых предписаний, констатируя тем самым их правовую принадлежность, а не правовою природу.
Следует выделить еще один подход к рассмотрению сущности и содержания принудительных мер медицинского характера: отнесение их к социально-правовым мерам безопасности. «Принудительные меры медицинского характера можно определить как вид мер безопасности, предусмотренных законом и применяемых к лицам, совершившим уголовного наказуемое общественно опасное деяние или