Особенности изображения животных в произведениях М. А. Булгакова
ВВЕДЕНИЕ
Аннотация: в данной курсовой работе внимание уделено приему очеловечивания животных в произведениях М. А. Булгакова. Для писателя важной является мысль о том, что мир животных есть «зеркало», в которое смотрится человек, чтобы познать самого себя. Также представлен анализ символического значения образа собаки в различных аспектах. Рассматривается двойственная природа и характерные черты образа собаки в фольклорном и религиозном контекстах, культурно-исторический генезис образа в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», его эмоциональный и рациональный аспекты. И, рассмотрен образ кота Бегемота, который аккумулирует в себе западноевропейскую и восточнославянскую мифологическую стихию, получает неповторимый национальный колорит, связанный с русской фольклорной традицией.Актуальность работы заключается в том, что М. А. Булгаков — один из самых читаемых писателей, и в его произведениях особо ценно то, что в них запечатлены не только факты, но неподдельные эмоции и переживания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИЕМ ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ ЖИВОТНЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. БУЛГАКОВА
1. «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» М. А. БУЛГАКОВА
ВЫВОДЫ В ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ОБРАЗ СОБАКИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» М. А. БУЛГАКОВА
1. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
2. МИФОЛОГЕМА СОБАКИ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3. ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРИРОДА И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КОТА БЕГЕМОТА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, пособия, учебники, статьи
Бахтин М. М. Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000.
Булгаков М. А. Собачье сердце: повести и рассказы. – М. Проспект, 2011.
Булгаков М. А. Собрание сочинений. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. М., 2007.
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита; Письма // Булгаков М. А. Собр. соч.: в 5 т. – М.: Худ. лит-ра, 1990. – Т. 5.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Том 4. – Москва: Русский язык – Медиа. – 2006.
Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. – М.: Худ. лит-ра, 1967.
Королев К. М. Энциклопедия сверхъестественных существ. М.: Эксмо, 2005.
Мелетинский Е. М. Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – с. 672.
Орлов М. А. Сказания и легенды средневековой Европы. – Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Северо-Запад, 2007.
Смирнов И. П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф – фольклор – литература. Л., 1978. С. 186–204.
Соколов Б. В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Яуза, Эксмо, 2006.
Тропкина Н. Е. Образный строй русской поэзии 1917–1921 гг. / Волгоград., 1998.
Фанни Якаб, М. Л. Бедрикова. Образ собаки: символическое значение, интерпретация (на материале произведений русских писателей конца ХIХ − первой трети ХХ века) / Будапештский университет им. Лоранда Этвёша (ЭЛТЭ). – Магнитогорск. – 2018. – с. 241.
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997.
Хетени, Жужа. Роковые сердца 20-х. О повести Булгакова «Собачье сердце»/ Жужа Хетени // Studia Slavica Hung. – 2004. – №49 / 3–4. – C. 365–379. Ст.
Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. – с. 27.
Яблоков Е. А. Хор солистов. СПб., 2014.
Mikolla, О.-М. «Разруха не в клозетах, а в головах»: Общественная критика в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» [Электронный ресурс] / О.-М. Mikolla.
Яркие и запоминающиеся образы животных представлены и в творчестве М. А. Булгакова. Это, прежде всего, в высокой степени очеловеченный образ Шарика в повести «Собачье сердце».Профессор Преображенский превращает Шарика в человека, но вместо добродушного пса появляется странное существо, с привычками и манерами Клима Чугункина — трижды судимого алкоголика. Все самые страшные черты, которыми только может быть наделен человек, проявляются у «новосозданного» Шарикова. Это человек, не имеющий ни малейшего представления о нравственности и морали, манерах и приличиях; наглый трус с претензией на силу. Чем больше «собачьего» отмирает в Шарикове, чем более «человеческим» становится его сердце, тем более гадкими и подлыми оказываются его поступки. Автор приходит к неутешительному выводу: человек, в котором просыпаются звериные начала, оказывается гораздо хуже собаки и своим существованием угрожает всему порядочному и честному. Булгаков заставляет задуматься читателей о том, что же такое «собачье сердце» — это сердце, которое бьется в груди у собаки, или сердце, которое принадлежит низкому и подлому человеку.У Булгакова свое видение данного понятия. Пёс Шарик с «собачьим сердцем» — это доброе, но несчастное существо, с легкостью располагающее к себе людей. Но есть такие люди, как Швондер, глава домового комитета и головная боль профессора Преображенского, которые в условиях разрухи получают невиданную власть над теми, кто умнее, лучше и порядочнее их. Жизнь по человеческим правилам для них слишком трудна, но силы для травли и оскорблений профессора медицины они находят, и это доставляет им удовольствие. Именно Швондером усугубляется «расчеловечивание» Шарикова, он специально вселяет в него сознание превосходства над профессором вследствие своего элитного – пролетарского – происхождения. Пролетариат никогда не имел представления о приличиях и человеческом образе жизни.