Преступление и наказание на Древнем Востоке
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В древневосточном праве отсутствовало общее понятие преступления. Более того, древнее право не разграничивало частное правонарушение (деликт) и опасное социальное преступление, а также грех и преступление. Тем не менее, анализ древних правовых памятников позволяет судить о том, что под преступлением понималось нарушение традиционного правопорядка и причинение ущерба личности, а также ее имуществу.
В правовых системах Древнего Востока уже разрабатывалась субъективная сторона преступления - т.е. сложилось представление о его связи с наличием вины. Одна из наиболее влиятельных идейно-политических доктрин Древнего Китая - легизм - относила преступление к проявлению преступной воли человека, что учитывалось при определении меры виновности и вида наказания. Поэтому покушение могло быть наказано как законченное преступление, если было установлено намерение причинить вред.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ 6
1.1. Система наказания на Древнем Востоке: история вопроса 6
1.2. Законодательные своды Древнего Востока 14
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 18
2.1. Преступление и наказание по законам Хаммурапи (Древний Вавилон) 18
2.2 Преступление и наказание в Древнем Китае 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЯ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
БИБЛИОГРАФИЯ
Астапова О.Р. Царь и царство в Древнем Египте (к проблеме религиозных коннотаций) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2018. - №3. - С. 5-16.
Бичехвост А.Ф. Политическая мысль Древнего Востока // Правовая политика и правовая жизнь. - 2019. - №37. - С. 194-203.
Ванюкова Д.В. Древний Египет эпохи Среднего царства: искусство и мировоззрение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2018. - № 73-1. - С. 93-97.
Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. - М.: БЕК, 2018. - Т. 1. С. 177-211.
Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. - М.: БЕК, 2018. - 456 с.
Гаврилов С.И. Основные формы правления в условиях различного государственного строя // Труд и социальные отношения. - 2019. - №3. - С. 126-130.
Гаврилов С.И. Теократический и социетарный типы государственного строя и их место в истории // Актуальные проблемы современной науки. - 2019. - №4. - С. 155-164.
Государство и социальные структуры на Древнем Востоке / Под ред. М.А. Дандамаева. - М.: Юридическая литература, 1989. - 158 с.
История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.
История Древнего Мира. Кн. 1. Ранняя древность / Отв. ред. И. М. Дьяконов. М., 1989.
Козырева Н.В. Шумер и Аккад — две модели архаических обществ // Ассириология и египтология : Сб. ст. / Отв.ред. Н. В. Козырева. СПб., 2004. С. 11-48.
Крашенинникова Н.А. Индусское право (история и современность). - М.: Юридическая литература, 2017. - 192 с.
Крашенинникова Н.А. История права Востока. - М.: БЕК, 2018. - 168 с.
Кучма В.В. Государство и право Древнего мира: Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран. - Волгоград: Перемена, 2017. - С. 7-70.
Маринчев Н.В., Тимощук А.С. Основания правовой идеологии Древней Индии // Вестник Владимирского юридического института. - 2018. - №1. - С. 280-281.
Научные работы по древневосточному законодательству появлялись на протяже¬нии всего ХХ столетия. В начале века основным объектом внимания были почти исклю¬чительно библейские законодательные источники. С конца 1930-х — начала 1940-х гг. исследователи все чаще обращаются к клинописным источникам писаного права. Ос¬новные своды законов, имеющиеся в нашем распоряжении, следующие: Законы Ур-Намму (2112-2095 гг. до н.э., г. Ур); Законы Липит-Иштара (1934-1923 гг. до н.э., г. Исин); Законы из Эшнунны (ок. 1770 г. до н.э.); Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э., г. Ва¬вилон); хеттские законы (XVI-XIII вв. до н.э.); среднеассирийские законы (XIV-XI в. до н.э., г. Ашшур). При этом очень часто в центре внимания историков права оказывается понятие «принцип талиона» (лат. jus / lex talionis 'право / закон тождественности воз¬мездия'), под которым принято подразумевать наказание, в точности соответствующее причиненному вреду. Иллюстрируется этот принцип, как правило, хрестоматийным библейским выражением-формулой «око за око, зуб за зуб», присутствующим в трех книгах (источниках) Пятикнижия, которые содержат основной массив ветхозаветно¬го законодательства: Кн. Исход 21:24 («Книга Завета», источник «Элохист»); Кн. Левит 24:20 («Кодекс святости» как часть «Священнического кодекса»); Кн. Второзаконие 19:21 («Девтерономический кодекс»).