Мотивы выбора профессии выпускниками разных учебных учреждений
Введение
Мотивы выбора профессии являются специальной областью изучения. Мотив выступает как желание, стремление, потребность, сознание необходимости. «Отсутствие мотивации, - заметил еще Г. Селье, - величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои» [23, c.56]. В.Н. Мясищев выделил несколько видов трудовой мотивации: любовь и увлечение трудом, утилитарное отношение к труду лишь как к необходимости, эстетическое отношение к труду. Однако само по себе знание или осознание мотивов выбора профессии не является действенным, и «только в структуре волевого акта эти мотивы приобретают господствующую силу» [17].Социальный опыт всякого человека противоречив, и один и тот же мотив у разных людей может реализовываться путем достижения разных целей. Несовпадающие требования со стороны отца, матери, бабушки, школы, улицы к взрослеющему ребенку способствуют возникновению у него разнонаправленных и даже взаимоисключающих целей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...6
1.Глава. Теоретические основы изучения мотивов выбора профессии выпускниками разных видов образовательных учреждений…………………….
1. Понятие и сущность мотивов профессионального выбора……………….
2. Факторы, влияющие на мотивы выбора профессии выпускников образовательных учреждений………………………………..…………………
1.3. Психофизиологические особенности личности современных старшеклассников в период выбора профессии……………………………….
1.4. Изменение иерархии мотивов профессионального выбора старшеклассников: исторический аспект……………………………………...
2.Глава. Исследование мотивов выбора профессии выпускников общеобразовательной школы, гимназии и лицея……………………………….
2.1 База и методы исследования…………………………………………………
2 Анализ иерархии мотивов выбора профессии выпускников разных видов образовательных учреждений……………………………………………………..50
2.2.1 Анализ иерархии мотивов выбора профессии выпускников школы……
2.2.2 Анализ иерархии мотивов выбора профессии ……………………………57
2.2.3 Анализ иерархии мотивов выбора профессии выпускников лицея……
3 Сравнительный анализ результатов исследования иерархии мотивов выбора профессии выпускниками разных видов образовательных учреждений……..69
Заключение…………………………………………………………..…………...
Библиографический список……………………………………………………..
список
Абрамова, Г. С. Возрастная психология в 2 т : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 814 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-4973-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/383944 (дата обращения: 11.04.2023).
Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев / Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - 280 с. – Текст: Электронный // Электронная библиотека «Куб» [сайт]. — URL: https://www.koob.ru/ananyev_b_g/ (Дата обращения: 13.04.2023 г.)
Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08576-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513015 (дата обращения: 19.04.2023).
Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389. – Текст: Электронный // Научная педагогическая электронная библиотека [сайт]. — URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/ (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. – Москва : АСТ ; 2009. - 811 с. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978-5-17-055693-9 (АСТ) - Текст: Электронный // Электронная библиотека [сайт]. — URL: https://libcat.ru/knigi/spravochnaya-literatura/spravochniki/126684-v-zinchenko-bolshoj-psihologicheskij-slovar.html (Дата обращения: 15.04.2023 г.)
Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М. : Академический проект, 2018 – 331с.
В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током [3].Трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, материальное вознаграждение. Перечисленные выше мотивы хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях.Существует множество определений мотива.Мотив – это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно. Также необходимо определить некоторые другие понятия [5].Мотив (от лат movere — приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы, 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется, 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.