Особенности восприятия времени подростками 14-17 лет
Введение
Время - основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координацию имеют все характеристики человеческой деятельности: условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление.
Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды, кроме того, все основные объекты исследования в психологии являются динамичными.
Чтобы наиболее плотно охарактеризовать современное состояние проблемы восприятия времени, необходимо отметить, что ее теоретические основы закладывались в основном в рамках 3-х наук: философии, физиологии и психологии.
Поэтому необходимо рассматривать теоретические и экспериментальные результаты, полученные в каждой из наук.
Содержание
1.2 Время как психологический феномен. 13
1.3 Особенности восприятия времени подростками 14-17 лет. 18
2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени подростками 14-17 лет 23
2.1 Характеристика и методы исследования. 23
2.2 Диагностика возрастных особенностей восприятия времени подростками. 24
Список использованных источников. 31
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Статегия жизни / К.С. Абульханова-Славская – Мысль.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени / К.С Абульханова-Славская// Психология жизни в обществе: Личность и ее жизненный путь.
3. Абульхнова, К.А.-Время личности и время жизни .
4. Ананьев, Б.Г. –Избранные психологические труды .
5. Беленькая, Л.Я.- К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях / Л.Я. Беленькая- Иследование по психологии восприятия .
6. Белинская Е.П.- Временные аспекты Я- концепции и идентичности / Е.П.Белинская- Мир психологии.
7. Вудроу –восприятие времени .
8. Головаха, Е.И., Кроник, А.А..- Психологическое время личности. .
9. Жаров, А.М. –Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность .
10. Зимбадо, Ф.- Психология временной перспективы.
11. Какган, М.С. – Время как философская проблема .
12. Креч, Д. – Восприятие движения и времени.
13. Лисенкова, В.П.- Об особенностях отражения времени человеком
14. Лисенкова, В.П.- Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени (на примере детской, юношеской выборок).
15. Моисеева, Н.И. –Время в нас и вне нас.
16. Психологический словарь / под ред. А.М.Михайлова.
17. Скворцов К.А. О расстройствах восприятия времени у душевнобольных.-- 1935.--Т.4. -- №3. -- С.17-34.
18. Фресс П. Восприятие и оценка времени // П.Фресс, Ж. Пиаже. Экспериментальная психология. -- М.: Прогресс, 1978. -- Вып.6 -- С. 88-130.
19. Цуканов Б.И. Восприятие времени и психологическая устойчивость личности // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. М.; Одесса, 1984. -- С. 180-182.
20. Цуканов Б.И. Время в психике человека // Природа. -- 1989. -- №4. -- С.82-90.
В подростковом возрасте основным новообразованием является Я-концепция, как целостное представление человека о себе как личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция включает в себя следующие сферы:
- когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);
- эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоинтерес, самоуничижение и т. д.;
- оценочно – волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
К 17 годам заметно ускоряется субъективная скорость течения времени, происходит изменение временных представлений и изменение отношения к будущему. Будущее, как временная категория, приобретает особое значение, тогда как восприятие времени подростком ограничено непосредственно прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. «Будущее» в данном контексте, является «психологическим пространством», в котором потребности юного человека подвергаются когнитивной переработке в цели и поведенческие проекты.