Цветообозначения в лирике М.Цветаевой
Введение
Важной составляющей художественного мира поэзии являются цветопись и связанная с ней светопись. В языке поэзии существует богатый арсенал лингвистических средств для выражения эмоциональных оттенков речи. Одним из таких средств являются лексические единицы-цветообозначения. Слова со значением цвета образуют в русском языке лексико – семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношение исторически изменчивы, что определяется изменчивостью осознанно выделяемых в языке реалий внеязыковой действительности. Не случайно этой теме посвящено большое количество научных работ, выполненных на речевом материале поэтических текстов разных авторов (см., например: [Дюпина; Краснянский; Соколова; Чудина]).Исследование языковых процессов в языке поэзии всегда привлекало внимание лингвистов. Тем более, если эти процессы изучаются на примере творчества такого яркого поэта, каковым является М. Цветаева.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения цвета и света в русской филологии 5
1.1. Основные подходы к изучению цветовой лексики в исследовательской литературе 5
1.2. Символика цвета и света в отечественной науке 8
Глава 2. Языковая реализация свето-цветовых образов в лирике М. Цветаевой 11
2.1. Частеречные группы цвето-световой лексики, представленной в лирике М. Цветаевой 11
2.2. Семантика и символика свето-цветовой лексики 17
2.3. Реализация цвета и света на уровне словосочетаний 25
Заключение 31
Литература 34
1. Толкачева, Е. Цветаева М.И. Избранное. В 2т.–М., 2012.
2. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов. – М., 1996.
3. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2006.
Научно-исследовательская литература
1. Алексеева, Л. А. Христианская символика белого цвета в творчестве М. И. Цветаевой (на примере анализа стихотворений сборника «Вечерний альбом» // IX Кирилло-Мефодиевские чтения «Человек в пространстве православной культуры» : межвузовский сборник научно-методических статей. – Тюмень, 2017. – С. 34–37.
2. Алексеева, Л. А. Цвет как духовно-нравственная категория: на примере анализа поэтики золотого цвета в сборнике М. И. Цветаевой «Вечерний альбом» // VIII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени» : межвузовский сборник научно-методических статей. – Тюмень, 2016. – С. 76–80.
3. Аронова, Л. П. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Расстояния: версты, мили...» (Язык и композиция) // Язык и композиция художественных текстов / отв. ред. Л. Ю. Максимов. – М., 1984.
4. Бабурченкова , О.И. Семантика цвета в поэзии М. А. Волошина и М. И. Цветаевой : структура и функциональность цветообозначений // Аспирант. – 2015. № 10 (15). – С. 30–33.
Одной из наиболее интересных проблем современной отечественной филологии является проблема поэтики цвета в художественном произведении.А. И. Белецкий в своей работе «В мастерской художника слова» [9] предпринял попытку обобщить широкое, общетеоретическое понимание этой проблемы.А. И. Белецкий указывает на значительную роль слов при передаче наших ощущений: «Мы познаем внешний мир, мир того, что нас окружает, мир живой и неживой природы посредством пяти чувств, все эти ощущения передавая затем словами» [9, с. 19]. Он выделяет как основные зрительные и слуховые ощущения: «Сознательное восприятие мира начинается со с познания мира через слух и зрение». [9, с. 30].А. И. Белецкого интересует не только выбор цветов конкретными авторами, но и процесс обострения цветовой зоркости человека и обогащение в целом арсенала средств цветообозначений в литературе.Князь Е. Трубецкой, который был знаменитым исследователем древнерусской живописи, в своей работе «Три очерка о русской иконе» отмечает следующее: «Смысловая гамма иконописных красок – необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов. Иконописец знает великое множество оттенков голубого, но голубым представляется лишь тот общий фон неба, на котором развёртывается бесконечное разнообразие небесных красок…» [25, с. 51].А. Белый был исследователем эволюции цвета в творчестве Н. В. Гоголя, его труд «Мастерство Н.В. Гоголя» [10]. Предметом его исследования послужило сравнение интенсивности цветообозначений и их динамики в первом и втором томах «Мёртвых душ». А. Белый отмечал, что в первом томе преобладают сдержанные цвета, а во втором доминируют яркие. В результате своего исследования А. Белый даёт мировоззренческую интерпретацию текста «Мёртвых душ» и таким образом связывает палитру произведения с авторским замыслом.