Анализ социологических теорий коммуникации
Введение
Развитие любого государства можно рассматривать как процесс взаимодействия с глобальным мировым пространством. В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Именно общение во всех своих формах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. В этой связи, исследование теорий и направлений развития массовой коммуникации представляет собой актуальность для анализа становления и современного состояния ведущих концепций, в рамках которых происходит осмысление роли массовой коммуникации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания науки о коммуникациях………………………………………………………….. 6
1.1. Методология теории коммуникации……………………………… 6
1.2. Разновидности коммуникаций…………………………………….. 13
Глава 2. Основные направления исследования массовой коммуникации……………………………………………………………. 18
2.1. Массовая коммуникация как объект социологического исследования……………………………………………………………… 18
2.2. Социологические исследования аудитории массовых коммуникаций……………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………….. 37
Список использованных источников…………………………………… 39
Список использованных источников
Абдуллина А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление // Иновационная наука. 2016. №3-4. С. 37 – 56.
Амелин С. В., Щетинина И. В. Организация производства в условиях цифровой экономики // Организатор производства. 2018. С. 75 – 87.
Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений : учебное пособие / Г.В. Бороздина. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : РИПО, 2015. – 228 с.
Василькова В. В., Минина В. Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 75 – 84.
Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб., 2007. – 335 с.
Гибш, Г., Форверг, М. Введение в марксистскую социальную психологию./ М.: «Прогресс», 1972. С. 296.
Долженков В.Н. Характеристика актуальной трансакционной модели коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №3-1 (57). С. 121.
Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. С. 78 – 113.
Калашникова А.А., Кириленко А.В., Левушкина С.В. Барьеры межличностных коммуникаций и пути их преодоления // сборник статей, 2014. С. 14 – 21.
Карпенко Е. В. Типология коммуникативных барьеров в государственном управлении // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. №2. С. 14 – 16.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М: ИНФРА-М, 2002. С. 91 – 121.
Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие. – м.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С.7.
Колтунова М. В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. - М.: Логос., 2005. — 312 c.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М. 1997. С. 9.
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. С того времени и до сих пор исследование проблематики коммуникации является одним из самых востребованных направлений в социально-гуманитарных науках. Как отмечает Е.А. Хохлова это объясняется тем, что благодаря научно-техническому прогрессу к концу ХХ в. человечество оказалось вовлеченным в процессы, характеризующиеся новейшими техническими возможностями распространения информации с охватом практически неограниченной аудитории. Один из основоположников американской социологической школы Ч. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени.» То есть, можно утверждать, что коммуникации - это основа существования общества, и функционирование человека в этом обществе, как социальной единицы. Исходя из этого тезиса, становится неудивительно, что социальные коммуникации стали объектом пристального внимания целого ряда наук и дисциплин, каждая из которых пыталась предложить собственное объяснение данного термина.Обращаясь к трактовке термина «социальная коммуникация» в рамках социологической науки, можно обнаружить, что у нее нет одного и единственно-правильного определения. Один из ведущих американских специалистов в области коммуникации Ф. Данс в конце XX в. в своих работах рассмотрел более 100 определений коммуникации, а на сегодняшний день подходов к изучению и определению коммуникации стало ещё больше. Обычно коммуникацию описывают по степени абстрактности и широты связей между коммуникаторами: то есть, во-первых, коммуникацию можно классифицировать в зависимости от намерения и цели коммуникации, во-вторых, в зависимости от нормативности коммуникации.