Читательский интерес как фактор влияния на процесс формирования личности подростка
ВВЕДЕНИЕ
Проблема влияния читательского интереса на процесс формирования личности подростка является актуальной для педагогической и психологической наук в условиях современного мира.Подростковый возраст – один из важнейших этапов в жизни каждого человека, поскольку возрастные особенности данного этапа жизненного пути ведут к развитию того или иного типа личности. К моменту, когда прежний младший школьник переходит в новую возрастную категорию, у него уже начали формироваться личностные качества, стали закладываться основы мировоззрения и нравственных правил. Литература играет значительную роль в воспитании и развитии дошкольников и детей младшего школьного возраста, и при грамотном её применении со стороны родителей, воспитателей и учителей оказывает значительное влияние на процесс воспитания ребёнка. Но какова роль литературы в жизни подростка?
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы изучения влияния читательского интереса на процесс формирования личности подростка
1 Факторы, оказывающие влияние на формирование личности подростка
2 Возможности читательского интереса как фактора влияния на процесс формирования личности подростка
3 Эффективность читательского интереса в процессе личностного формирования подростка
Практическое изучение влияния читательского интереса на процесс формирования личности подростка
1 Организация и методы исследования
2 Результаты исследования влияния читательского интереса на формирование личности подростка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63548 (дата обращения: 08.06.2023).
Сухомлинский. В. А. О воспитании; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1982.Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11587-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495198 (дата обращения: 17.03.2023).Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21305/ (дата обращения: 08.06.2023).Балашова Е.В. Библиотечно-информационное пространство для детей и подростков в контексте виртуализации // МНКО. 2016. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechno-informatsionnoe-prostranstvo-dlya-detey-i-podrostkov-v-kontekste-virtualizatsii (дата обращения: 08.06.2023).Булахова Е. А. Содержание обучения и воспитания дошкольников // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 23.10.2021. — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/soderzhanie_obucheniya_i_vospitaniya_doshkolnikov/ (дата обращения: 08.06.2023).Галаева М.И. Особенности раскрытия женского образа в произведениях русских писателей // Вестник науки. 2021. №5 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raskrytiya-zhenskogo-obraza-v-proizvedeniyah-russkih-pisateley (дата обращения: 08.06.2023).
Подростковый возраст – один из важнейших этапов в развитии человека, поскольку он включает в себя значимые физиологические, психологические и социальные изменения. Этот период можно назвать критическим в развитии личности человека. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит познание мира вокруг и самого себя.В соответствии с возрастной периодизацией психического развития человека И. В. Шаповаленко, подростковый возраст, или отрочество, - это возрастной период в хронологических рамках от 11-12 до 14-15 лет, в ходе которого ведущую роль занимает такой вид деятельности как общение со сверстниками, при этом значимая часть времени продолжает отводиться учебной деятельности, начинается процесс формирования положительного отношения к себе как к члену общества, создаются наиболее благоприятные условия для проявления индивидуальности, возникают и активно развиваются такие психологические новообразования как чувство взрослости, стремление к самоутверждению, Я-концепция, формально-логическое мышление, рефлексия, внутренняя жизнь и большой интерес к чувствам и переживаниям других людей. Данный возрастной период включает в себя также кризис перехода к юности (15-18 лет), для которого характерно становление человека как субъекта собственного развития [3]. Зная и учитывая возрастные особенности подросткового возраста сложно переоценить роль факторов, так или иначе оказывающих влияние на формирование личности подростка.