Лексические и фразеологические средства репрезентации образа Крыма

Скачать курсовую работу на тему: Лексические и фразеологические средства репрезентации образа Крыма. В которой исследовано языковое сознание как психолингвистический феномен. Изучены лексические и фразеологические средства выражения экспрессивности.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.08.2025
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Расширение подобного взаимодействия делает особенно актуальным вопрос о национальной самобытности, культурных различиях и анализа происходящих изменений. В связи с этим в настоящее время большое количество ученых занимается вопросами, связанными с изучением этнического образа мира, а в особенности отдельных образов, на основе анализа которых можно проследить динамику изменений общества и культурно-исторического фона.Актуальность темы исследования определяется современной языковой ситуацией, с одной стороны, и социально-политическими факторами - с другой. Динамично меняющаяся российская действительность является предметом постоянного обсуждения, осмысления и оценки в отечественных СМИ.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики образов языкового сознания
1.Понятие образа в лингвокультурологии
2. Языковое сознание как психолингвистический феномен
3. Лексические и фразеологические средства выражения экспрессивности
Выводы к главе 1
Глава 2. Практическое исследование лексических и фразеологических средств репрезентации образа Крыма
1. Репрезентация образа Крыма по данным отечественной прессы
2. Ассоциативный эксперимент как исследовательская процедура лексических и фразеологических средств репрезентации образа Крыма
Выводы к главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. - Москва: Флинта: Наука, 2016. - 282 с.
Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – 2-е издание. - Москва: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
Балли, Ш. Французская стилистика : пер. с фр. / Ш. Балли. - Москва: Изд - во иностр. лит-ры, 1961. - 367 с.
Богданович, Г.Ю. Ассоциативный эксперимент как прием интерпретации дискурса [Текст] / Г.Ю. Богданович // Дискурс-Пи: Институт философии и права УрО РАН -2018. -№ 1 (30) -С. 10-16.
Величко, Н. Топонимический концепт «Крым» как основа лингвокультурологического пространства Крым // Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры методики преподавания филологических дисциплин и 40-летию международного образования в СГУ-ТНУ. ‒ Симферополь: ДОЛЯ. ‒ С. 30-33.
Виноградов, В.В. К спору о слове и образе / В. В. Виноградов // Вопросы литературы. - 1960. - № 5. - С. 66-97.
Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - Москва: Гослитиздат, 1959. - 653 с.
Виноградова, О.Е. Направленный ассоциативный эксперимент в описании семантики слова / О. Е. Виноградова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -2013. -№ 161. - С. 66-73.
Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Текст] / Е.И. Горошко. - Харьков; М.: Изд.группа «РА-Каравелла», 2001. - 320 с.
Гуревич, А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. ‒ Вып. 1. ‒ Москва, 1989. ‒ С. 75-89.
Егорова, Л.Г. Специфика презентации регионального имиджа: крымское измерение / Л. Г. Егорова // Современная картина мира: крымские контекст : коллектив. моногр. - Симферополь, 2017. - С. 193-212.
Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учебник. – Москва: Изд-во РГГУ, 1999. – 559 с.

В лингвокультурологии «образ – это ментальное стереотипизированное восприятие и отражение явлений и фактов, имеющих место в мире, включающее целенаправленно формируемое отношение к данным явлениям средствами массовой коммуникации и психологического воздействия» [10, c. 75]. Лингвокультурный образ отражает национально-культурные признаки и стереотипизированные характеристики. Образ Крыма активно изучается представителями различных гуманитарных наук. Это связано с вопросами мировой политики, поскольку образ региона, создаваемый разными способами и средствами, отражает его положение на международной арене и формирует определенное отношение.Человек воспринимает и фиксирует окружающий мир в своем сознании в виде различных образов, которые он «активно вычерпывает» из объективной реальности [17, с. 256]. Данные образы, являясь категорией сознания, не всегда достоверно репрезентируют действительность, поскольку они формируются под воздействием субъективных склонностей, интересов, идеалов индивида и окрашиваются в «интимно-личностные тона, неотделимые от личного жизненного опыта этого субъекта» [2, с. 318].По мнению Е.Ф. Тарасова, образы языкового сознания интегрируют в себе умственные знания, формируемые самим субъектом преимущественно в ходе речевого общения, и чувственные знания, возникающие в сознании в результате переработки перцептивных данных, полученных от органов чувств в предметной деятельности [30, с. 3].