Автор и герой в поэме Маяковского «Облако в штанах»
Введение
В творчестве Маяковского особое место принадлежит поэме «Облако в штанах» (1915): здесь сошлись основные мотивы его ранней лирики, характерные образы-символы и лейтмотивы, были найдены приемы, которые в дальнейшем стали играть роль опорных конструктов его поэтического мира. А между тем, поэма до сих пор вызывает массу разночтений, некоторые из них спровоцированы самим автором.По характеру своему «Облако в штанах» представляет собой лирическую поэму, то есть тот жанр, который только начинал формироваться в русской поэтической культуре («Соловьиный сад» А. Блока появился совсем недавно - в 1910 г.). Но та разновидность лирической поэмы, которую выработал Маяковский, представляет собой, можно сказать, наиболее экстатическую форму выражения взаимоотношений между душой человека и окружающим миром.
Содержание
Введение
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
Образ лирического героя в поэме Маяковского «Облако в штанах»
1 Особенности характера лирического героя
2 Смысл бунта лирического героя в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
Владимир Маяковский как поэт нового времени
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.1. М.: ГИХЛ, 1955. 463 с.
Панова Л. Финал, которого не было: Модернистские развязки к «Египетским ночам» A.C. Пушкина
Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 10 т. Т.5. М.: Художественная литература. 575 с.
Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания. СПб.: Полиграф, 2019. 831 с.
Спроге А. Русская поэзия и проза XX века: эпоха символизма и эмиграции. Монография. Рига: Латвийский ун-т, 2019. 173 с.
Следуя давней традиции жанра, Маяковский начинает свою поэму со Вступления. Но в классических лиро-эпических поэмах вступление адресовалось к другу-единомышленнику, с коим автор, субъект речи, намеревался поделиться своими наблюдениями над героем, объективированным персонажем, и размышлениями над перипетиями его судьбы. А в «Облаке» вступление - это вызов, который бросает лирический герой своим читателям (скорее слушателям - потому что сам строй речи героя «устный», говорной). ТемаПоэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.