Особенности социальной работы с подростками девиантного поведения в подразделении полиции по делам несовершеннолетних
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни нет такого человека, который бы не сталкивался в повседневной реальности с различными видами асоциального поведения, которое выражается в агрессии, злоупотреблении табакокурением, распитием спиртных напитков, сквернословием и даже хуже совершением противоправных действий и т.д.Все проявления такого поведения учеными именуют латинским словом «девиация». Они же пытаются научно систематизировать познание такого поведения, чтобы лучше понять смысл, логику и возможности противостоять отклоняющему поведению в реальной жизни. Поэтому юристы обязаны вооружиться такими этиологическими знаниями с целью эффективно проводить правовое воспитание и превентивно противостоять неправомерному поведению субъектов права.Специалист по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» тем более нуждается в такого рода деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………3 СТР.
Глава I. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………….6 СТР.
1.1. Понятия и критерии девиантного поведения…………..6 СТР.
1.2. Основные факторы, способствующие девиантному поведению подростков………………………………………………………….10 СТР.
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2 ОП МУ МВД РФ «ЯКУТСКОЕ»………………………………………………………………18 СТР.
2.1. Сравнительный анализ состояния преступности несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)……………………18 СТР.
2.2. Анализ учетно-профилактических карточек подростков, состоящих на учете ПДН отдела полиции №2 МУ МВД РФ «Якутское»………..22 СТР.
2.3. Формы и методы социальной работы, применяемые в подразделении по делам несовершеннолетних 2 ОП ММУ МВД РФ «Якутское»……28 СТР.
2.4. Рекомендации по социальной работе с подростками девиантного поведения в подразделении по делам несовершеннолетних………….32 СТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….34 СТР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….37 СТР.
Список использованной литературы
Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции.- М.: Юрайт, 2004. -488 с.
Арзумарян С.Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков / С. Д. Арзуманян. - Ереван : Луйс, 1980. - 350 с.
Беличева С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно–защитных мер. – М.: Психология.,1993. – 467 с.
Вернер В. О. Алкоголизм и проблемы экзистенции. М., Наука, 1992. 290 с.
Волков Д.В. Анализ концепций девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам Великобритании и США). Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М.: Изд-во МГУ. 24 с.
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб: ООО «Издательство ДНК», 2003. – 532 с.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб,.1998
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2017. – 670 с.
Королев В.В. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних. М.: Наука, 2016. -520 с.
Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию. — М.: Юридическая литература, 1984. -360 с.
Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. М., 1989. 270 с.
Кудрявцев В. Н., Эминов Г.А. Причины преступности в России: криминологический анализ. — М.: Норма, 2006. — 110.
Лапаева В. В. Социология права. М., Норма, 2000. -320 с.
Лебедева В. Е. Ценностные системы населения\\. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1999, №3.
Озерецкий Н. И. Трудновоспитуемые дети, имущественные правонарушения детей и подростков. М.: Наука. 2008. - 458.
Парсонс Т. Социальная система. — М.: Академический проект, 2018. -722с.
Парсонс Т. Теория социального действия. –М.: Наука, 2004. – 234 с.
Рудестам, Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., Универс. 1993.
Западные исследователи не солидарны в определении понятия «девиантное поведение несовершеннолетних», и используют разные понятия «делинквентное поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «отклоняющееся поведение». В понятие «несовершеннолетние» (juvenile) они традиционно включают период между детством и зрелым возрастом, с 14 до 22 лет у юношей и с 12 до 21 у девушек. В одних штатах США дети считаются подростками, пока они не достигнут 18-летнего возраста, в других - они перестают быть несовершеннолетними после 16-летия или остаются таковыми до 21 года.И отечественные, и зарубежные ювенологи также не имеют общепринятой дефиниции девиантного поведения. В научном обороте используются как синонимы разные понятия, такие как: «отклоняющееся», «асоциальное», «антисоциальное», «делинквентное поведение» и др. Понятие «девиантное поведение» трактуется в психолого-педагогической науке США и Великобритании чаще всего как отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе»(Н. Смелзер), как «...достижение цели незаконными средствами»(В. Фоке) которое влечет за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания .Отечественные ученые также определяют девиантное поведение как сложное социальное явление, которое характеризуется «...нарушением нормативно значимых факторов»(В.Н. Кудрявцев) ; «...отклонением от нравственных норм общества, как явление, имеющее место лишь в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии»(В.В. Королев) ; «...проявлением подростковой дезадаптации, принимающей в различных случаях патогенный, психосоциальный или социальный характер»(С.А. Беличева) ; «...устойчиво проявляющимися отклонениями от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально пассивного типа»(С.Д. Арзуманян) .