Усовершенствование способов защиты прав потребителей в дистанционной торговле
Введение
На протяжении последних десяти лет в России наблюдается существенный рост объёмов купли-продажи товаров, осуществляемых дистанционным способом, т.е. развитие дистанционной торговли. Особенную актуальность этот способ приобретения товаров приобрёл в период эпидемии коронавируса COVID-19, но сохраняет популярность и в настоящее время.
В историческом отношении дистанционная торговля не является чем-то исключительно новым: дистанционная торговля в России, основанная на использовании почтовой связи, возникла ещё в период существования Российской Империи, в конце XIX столетия. Одним из наиболее ярких примеров в этом отношении является торговый дом «Мюр и Мерилиз», который посредством почты распространял каталоги своей продукции и по заказу отправлял товары с наложенным платежом. Дистанционная торговля в аналогичном формате была знакома и тем, кто жил в СССР – так, например, осуществляла свою торговлю контора «Посылторг», входившая в систему учреждений и предприятий Министерства т
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Понятие и правовые основы дистанционной торговли в Российской Федерации. 5
1.1 Анализ правоотношений, возникающих в сфере дистанционной торговли 5
1.2 Законодательство о дистанционной торговле и его современное состояние 24
Глава 2. Особенности различных способов защиты прав потребителей в дистанционной торговле 27
2.1 Самозащита прав потребителей в дистанционной торговле 27
2.2 Административный порядок защиты прав потребителей 28
2.3 Защита прав потребителей в судебном порядке 31
Заключение 62
Список использованных источников 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.03.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
7. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 16.05.2020) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // СПС КонсультантПлюс
Судебная практика
1. Апелляционное определение Вороне
Рассмотрим договор купли-продажи, являющийся неотъемлемым элементом дистанционной торговли.
Пункт 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации описывает содержимое договора купли-продажи следующим образом: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)».
Цена товара, согласно п. 1 ст. 485 Гражданского кодекса, предусматривается договором купли-продажи. Согласно положениям той же статьи, в тех случаях, когда цена указана в договоре не была, а также её невозможно определить исходя из условий договора, цену следует определять согласно положениям пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса, который гласит: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора