Отказ в возбуждении уголовного дела
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нарастающее недоверие граждан к правоохранительным органам обусловлено неэффективностью существующей в России системы возбуждения уголовных дел и недобросовестностью исполнения уполномоченными лицами своих обязанностей в области предотвращения и раскрытия преступлений, что в свою очередь, наносит ущерб интересам отдельных лиц, общества и государства, а так же ведет к увеличению числа совершаемых преступлений и невыполнению такой задачи уголовного процесса, как защита прав и законных интересов лиц [1] и организаций, потерпевших от преступлений. В современных условиях, проблема обеспечения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения, приобретает особую актуальность, поскольку незаконные отказы в возбуждении уголовного дела вызывают справедливое возмущение потерпевших, перегружают жалобами прокуратуру и суды, одновременно они порождают безнаказанность, способствующую совершению новых преступлений [51].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Общая характеристика отказа в возбуждении уголовного дела………… 7
Исторические аспекты возникновения и развития отказа в возбуждении уголовного дела в отечественном праве………………….... 7
Понятие и сущность отказа в возбуждении уголовного дела…………………………………………………………………………… 13
Основания отказа в возбуждении уголовного дела…………... 19
2. Процессуальные основы отказа в возбуждении уголовного дела……… 29
2.1 Процессуальный порядок принятия и оформления решения об отказе в возбуждении уголовного дела…………………………………... 29
2.2 Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………... 35
2.3 Актуальные проблемы отказа в возбуждении уголовного дела и возможные пути их решения……………………………………………… 50
Заключение ………………………………………………………………….. 63
Список используемых источников………………………………………… 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 .Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-Ф3 (ред. от 30.12.2020) //Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Актуальное законодательство.
О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. // Собрание законодательства РФ. - 23.08.2004 г. - №34. - Ст. 3423.
О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - №13. - Ст. 1447.
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2002 г. - № 31. - Ст. 3268.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон № 2202-1 от 17 января 1992 г. (ред. от 09.11.2020. с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - №47. - Ст. 4472.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон № 144- ФЗ от 12 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - № 33. - Ст.3349.
О полиции: Федеральный закон № З-ФЗ от 07.02.2011 // Издательство Эксмо. - 2019 г.
О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон №5 от 28 июня 2004 г. (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2004. - №27. - Ст. 2710.
Октябрьская революция оказала существенное влияние на применение законодательства. Руководство советского государства в полной мере осознавало невозможность сиюминутной разработки нового кодифицированного уголовно-процессуального закона. Таким образом, в первые годы сфера уголовного судопроизводства регулировалась не только декретами, изданные новой властью, но дореволюционным законодательством. В соответствии с Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 г. №2 «О суде» главенствующее влияние на правоохранительные органы и суды в принимаемых ими решениях должно было оказывать «социалистическое правосознание», а не закон .Первым кодифицированным уголовно-процессуальным актом послереволюционной России стал УПК РСФСР 1922 г. [55]. Он закреплял поводы к возбуждению уголовного дела (ст. 96) и основания, именовавшиеся «указаниями на состав преступления». Устанавливался не только порядок возбуждения уголовного дела (ст. 101), но и отказа в возбуждении такового. Ст. 100 предписывала органу дознания, прокурору или следователю при усмотрении в заявлении (сообщении) отсутствия признаков преступления отказать в производстве дознания или предварительного следствия, о чем объявить заинтересованным лицам или учреждениям. Указанная норма без каких-либо изменений перешла в УПК РСФСР 1923 г. (ст. 95). Такое, хоть во многом и схематичное, закрепление порядка возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, способствовало дальнейшему формированию самостоятельной стадии уголовного судопроизводства. Примечательно, что в 1925 г. основания для отказа в возбуждении уголовного дела были дополнены еще одним, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждалось, а возбужденное подлежало прекращению в силу малозначительности либо ничтожности негативных последствий преступления. Законодатель полагал, что расследование таких преступлений является нецелесообразным. Однако такой порядок просуществовал всего около года и был отменен в связи с широкими возможностями злоупотреблений со стороны правоприменителей.