Региональный опыт социальной помощи семье с приемными детьми
Введение
Актуальность темы исследования. Особой социальной группой, которая выступает объектом социальной политики государства, общественных, благотворительных, частных организаций и объединений, является семья. Именно семья как социальный институт функционирует в социуме, подвергается его воздействиям, реагируя на них, стремится приспособиться к реальным условиям, модернизирует свои функции и формы взаимодействия с обществом, которое через свою политику выражает отношение к «семейному образу жизни», реализует определенные социальные цели в отношении семьи.Современной российской семье присущ ряд тенденций, единый для развитых индустриальных стран мира, среди которых следует выделить падение рождаемости, нуклеаризация семьи, рост числа разводов и неполных семей, снижение роли внешних факторов и возрастание значимости внутрисемейных регуляторов поведения в браке и семье, демократизация отношений между супругами, родителями, детьми.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Историко - теоретические и правовые подходы к изучению приёмной семьи как социального института
Традиции социальной помощи детям-сиротам ………….………………7
Институт приёмной семьи в России: историко-правовые основы ..…..15
Зарубежный правовой опыт создания приёмной семьи ……………….21
Глава 2. Социальная помощь приёмным семьям в Кабардино-Балкарской республике
2.1. Организационные аспекты приёмной семьи……………………………...34
2.2. Социальные и психолого – педагогические проблемы приёмных семей……………………………………………………………………………...42
2.3. Меры государственной социальной поддержки приёмных семей на федеральном и региональном уровнях (на примере КБР)……………………49
Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы ……………………………………………………………..69
Список литературы:
Нормативно-правовые акты
О правах ребенка: конвенция ООН (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 16.02.2022 г).
Семейный кодекс РФ, ст.153 / URL: https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 16.02.2022 г).
Постановление Совета Министров РСФСР от 14.11.1987 г №401 «О мерах по коренному воспитанию, обучению и материальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Свод законов РСФСР, т.3. с 341
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года №829 «О приёмной семье» (утратило силу в 2009 г). URL: https://base.garant.ru/10135525 (дата обращения: 12.02.2022).
Учебная и научная литература
Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации [Текст] // Личность. Развитие. Современный мир: учебное пособие: для студентов и преподавателей психологических и педагогических факультетов вузов / Е.Г. Алексеенкова. - Санкт-Петербург: Питер: Питер Пресс, 2009.
Арчакова Т. О. Программы психолого-социальной поддержки родительства [Текст] // Электронный сборник статей PsyJournals. – 2009. – № 1.
Баранова, З.Я. Патронатное воспитание России и Великобритании: сравнительный анализ [Текст] / З.Я. Баранова // Вестн.Удмурт. ун-та. Сер. Психология и Педагогика. 2018. №11. С. 217.
Бессчетнова О. В. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 28. С. 28.
Герасимова Е.В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье [Текст] – Автореф. дисс …канд. психолог.наук. – Самара, 2008
Герасимова Е. В. Социально-психологические аспекты формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье [Текст] // Социальная политика и социология. 2019. № 5. С.132–139.
В условиях нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов можно выделить кризисные явления в семье, в том числе нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и увеличение количества неполных семей, увеличение количества детей в незарегистрированных браках, асоциальный образ жизни некоторых семей; падение жизненного уровня семьи, ухудшение условий содержания детей, нарастание эмоциональных перегрузок у взрослого населения, которые непосредственно отражаются на детях, жестокое обращение с детьми и др. Как правило, не более 20–25 % детей, оставшихся без попечения родителей, действительно являются сиротами. Абсолютное большинство — это социальные сироты, особую группу среди которых составляют «отказные дети» — дети, которых матери оставляют в родильных домах, отказавшись от их воспитания (около 30 %). При этом самыми распространенными причинами отказов от ребенка становятся тяжелое материальное положение (50 %), отсутствие жилья (20 %), врожденная патология ребенка (30 %). Почти 35 % детей остаются без попечения родителей вследствие уклонения их от воспитания, нахождения в местах лишения свободы, лишения родительских прав [11, с.45].